Консультация для родителей.

Математика – это интересно.

Математическое развитие дошкольников – сложный процесс, теоретическими основами которого являются:

  • развитие сенсорики;
  • закономерности и логика начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира (число, форма и т. д)
  • учёт возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка при отборе содержания;
  • ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребёнка;
  • целесообразность интегрированного подхода к процессу обучения.

Математическое развитие ребёнка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать окружающую (развивающую) среду ребёнка. Первые впечатления запоминаются ребёнком на всю жизнь. То что, взрослые усваивают часами, неделями, годами, дети схватывают мгновенно. Главное сейчас для нас, педагогов,- дать малышу то, что он достоин, увидеть и узнать в дошкольном возрасте.    Всё это нужно не для того, чтобы он стал гениальным математиком, лингвистом, художником, а для того чтобы развивать его безграничные способности, чтобы было больше радости в его жизни. Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. Активность ребёнка в условиях обогащённой развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлёкших его внимание игровых материалов.

Воспитатель Е.А. Харченко 

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Без игр нет, и не может, быть полноценного умственного развития. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности; я всегда ставлю педагогические задачи развития у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом. Залогом успеха в реализации данных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

Важным условием в организации развивающей среды я, считаю это отбор игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Необходимо своевременно изменять предметно-развивающую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно — развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание своей занимательностью: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», «Пазлы», блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счётные палочки.

Большим подспорьем в развитии математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Весёлый счёт», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша, маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел.

Я стараюсь максимально использовать в работе с детьми развивающие игры В. Воскобовича «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Геоконт». Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности. Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) «Танграм», «Головоломку Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».   Суть   этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образцу или замыслу.

Интерес к головоломкам может поддерживаться за счёт размещения в игротеке верёвочных головоломок, игр на передвижение, а также за счёт использования игр –головоломок с палочками.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. В программе «Детство» выражена тенденция на использование в работе с детьми нестандартного учебно-игрового оборудования: блоков Дьенеша, цветных палочек Кюизенера, счетных палочек.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно решать следующие задачи математического содержания:

  • ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом, толщиной  «Найди клад», «Помоги  муравьишкам», «Угадай – ка», «Необычные фигуры», « Автотрасса», «Где чей гараж?»);
  • развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию  («Дорожки», «Домино», «Найди пару», «Засели домики», « Угадай фигуру», « Построй дом» и т. д.).

Палочки Кюизенера являются своеобразной «цветной алгеброй». С помощью них ребёнок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения); решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся  через подбор неизбежного из совокупности цветных полосок). При этом ребёнком не только «считывает» готовые конфигурации, но и создают самостоятельно, по условиям.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал.  Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счётными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 8 палочек построить 2 квадрата?

Хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребёнке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Нельзя лишать ребёнка возможности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие.