Взрослые
должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального
развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не
следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе
прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно
больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может
заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант,
который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок,
которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок
активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только
познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям
необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание
детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников
к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети
учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает
основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности
в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается
новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей
становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом,
фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий,
драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь,
противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными
характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна
— лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор
для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой
борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной
победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и
осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст
без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких
под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения
воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы,
осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму.
Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и
осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть
чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не
разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на
телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот
процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать.
— В спокойной обстановке. Уберите
игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
— Выразительно и эмоционально
декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и
медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
— Показывайте крохе картинки:
хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
— Демонстрируйте ребенку те
действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую,
топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
— Как только книга надоест
младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и журавль.
Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот
и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок — Золотой гребешок. Маша и Медведь.
Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан
и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов
«Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино»,
Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака,
К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и
зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три
толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».