Рекомендации по формированию учебной мотивации у дошкольников.

Во-первых, нужно объяснить ребёнку, зачем дети ходят в школу. Но это не так-то просто сделать, как кажется на первый взгляд. Спросите у себя: зачем детям ходить в школу? И попробуйте ответить что-то иное, чем «Потому что все ходят. Потому что так надо. Чтобы учиться». Вашему ребёнку нужен не краткий ответ, а красочный рассказ в ответ на этот вопрос. От того, насколько грамотно вы сумеете ответить малышу на этот вопрос, во многом будет зависеть его учебная мотивация на протяжении всей последующей жизни, возможно, вплоть до студенческих лет.

Поговорите с ребёнком на следующие темы:

  • Почему без школы нельзя обойтись?
  • Чему нельзя научиться нигде, кроме как в школе?
  • Как он думает, трудно ли учиться в школе?
  • Что нужно делать, чтобы хорошо учиться в школе?

 Было бы здорово не только рассказать малышу, что вы думаете о школе, но и поинтересоваться его мнением, узнать его ответы на эти вопросы. Создайте у ребёнка положительный эмоциональный образ школы: рассказывайте о своих школьных годах, о том, как вам помогла учительница, о школьных друзьях… Наверняка у вас найдутся добрые воспоминания, которыми вы можете поделиться с малышом. Если у ребёнка есть старший брат или сестра, они невольно могут настраивать малыша против школы. Деликатно, как со взрослыми, поговорите с ними об этом, объясните, что ребёнку в любом случае нужно идти в школу, так пусть он это с удовольствием, попросите не говорить плохие вещи о школе. Во-вторых, формируйте у ребёнка не только позитивное отношение к школе, но и непосредственно учебную мотивацию, то есть стремление к познанию. Учите ребёнка интересоваться всем и вся. Рассказывайте интересные истории про вещи, читайте ему, рассматривайте вместе картинки в детских энциклопедиях. Задавайте вопросы. Конечно, не следует ожидать, что ребёнок сможет объяснить вам закон тяготения. Но детская наблюдательность и смекалка могут весьма удивить, если вы грамотно поставите вопрос. Цените детские «почему?», не оставляйте их без внимания. Старайтесь найти доступный и правильный ответ на каждый детский вопрос.

Педагог-психолог В.А. Субочева

Если ребенок настроен против…

  1. Вводите ребенка в школьный мир постепенно. Расспрашивайте пришедших в гости подруг об успехах их детей-школьников, чаще приходите гулять в школьный двор, вместе смотрите фильмы со школьной тематикой. Расскажите забавные истории из своей школьной жизни.
  2. Позаботьтесь об атрибутике. Выберете и купите вместе с малышом самый красивый портфель, пенал, ручки, карандаши, линейки, ластики. Просмотрите в книжном отделе учебники. Скажите, что завидуете: раньше таких чудесных школьных принадлежностей и красиво изданных книг не было!
  3. Поиграйте в школу дома. Ведите несложные «школьные уроки» — где учительницей будете Вы, любимая бабушка, сам ребенок. Не пугайте малыша: не делайте замечаний, не выдумывайте сложных заданий, не ставьте «троек» и «двоек», не говоря уже о «колах». Почитайте вместе книжки про школу.
  4. Старайтесь не показывать ребенку Вашу озабоченность «школьным вопросом», да и сами постарайтесь отнестись к этому легче. Дети зачастую реагируют отрицательно не на саму идею школы, а на ощущение зависимости и «обязаловки».

 Зачем ходить в школу? Спрашивают дети, отвечают родители: В школу ходят, чтобы учиться и получать новые знания, без которых невозможно жить: читать, писать, считать и так далее. В школу ходят все. Мама, папа, бабушка и дедушка тоже ходили в школу. Школа учит дисциплине: самостоятельности, ответственности, умению планировать и отвечать за свои поступки. Чтобы получить аттестат, без которого ты не сможешь поступить в институт. Школа – такая же работа, как у папы с мамой. В каждом возрасте работа своя, детская работа – ходить в школу. Чтобы общаться, обрести много новых друзей, дружить с ними, ссориться и мириться, влюбляться… Чтобы учиться жить! Что же такое психологическая готовность к школе? Уровень развития у каждого разный – поэтому учиться все будут по-разному. Каждый приходит в школу со своим багажом и опытом, навыками и привычками, но ГЛАВНОЕ – это способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность к обучению.

Рекомендации по развитию памяти у дошкольников .

Чтобы память вашего ребёнка интенсивно развивалась, нужно:

  • учить с ним как можно больше стихотворений;
  • петь и разучивать вместе песни;
  • просить его пересказывать сказки и рассказы, которые вы прочли;
  • расспрашивать его о том, как прошёл день, что он видел на прогулке, во что играл в детском саду и т.п.;
  • учить и постоянно повторять информацию для механического запоминания: адрес, телефон, день рождения, фамилии, имена и отчества членов семьи, кто кем работает, дни недели, месяцы года, алфавит, счёт;
  • выполнять задания по пособиям, развивающим память ребёнка;
  • познакомиться с играми, направленными на развитие памяти.

 Зачастую вам придётся разучивать с ребёнком тексты, учить его пересказывать. Сделать это эффективнее вам поможет знание законов памяти:

  • Лучше усваивается первая и последняя информация. Поэтому, перед тем как что-то учить, кратко расскажите ребёнку, о чём будет текст. В конце сделайте небольшое резюме (задайте ребёнку вопросы по тексту)
  • Учите ребёнка составлять план и рассказывать по нему. В плане обязательно должны быть использованы рисунки или схематические значки. • Чем больше ребёнок знает по этой теме, тем легче ему запомнить материал. Это означает, что если ребёнок впервые сталкивается с информацией на какую-либо тему, то вы потратите больше времени на её заучивание, чем если бы он был знаком с данной темой до этого.

 Разучивая с ребёнком что-либо, вы можете использовать следующие приёмы:

  • Нарисуйте к каждой строчке 1-2 картинки. Глядя на них, ребёнку будет легче рассказывать стихотворение;
  • начинайте строчку, а ребёнок должен будет её завершить;
  • говорите строчки по очереди;
  • если стих большой, его обязательно нужно разделить на несколько частей; • повторяйте стих как можно чаще.

Так, стихи можно повторять: тонким голоском (как лилипуты); басом (как великаны); очень быстро (как пчёлки); очень медленно (как улитки); грустно (как ослик Иа); весело (как Буратино); испуганно (как Зайчик); злорадно (как Баба Яга); гневно (как синьор Помидор); плача (как царевна Несмеяна); тихо (как шелест листьев); громко (как гроза); заботливо (как фея, крёстная мама Золушки); сердито (как мачеха Золушки).

 Рекомендации по развитию у ребёнка мелкой моторики.

 Мелкую моторику развивает всё, что мы делаем руками. В первую очередь это рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, вырезание. При этом развивается ещё и память, внимание, мышление и воображение. Также развитию мелкой моторики способствует манипулирование различными мелкими предметами: составление мозаики, собирание пазлов, застёгивание пуговиц. Можно лепить из теста печенье, зашнуровывать ботинки, наматывать нитку на катушку, перебирать крупу, собирать ягоды. Развитию мелкой моторики способствует массаж пальцев и пальчиковая гимнастика. Кроме того, массаж помогает расслабить мышцы кисти, если рука ребёнка устала, например, при рисовании. Также расслабить руку помогает сильное сжатие кистей в кулаки на 10 секунд: после него руки сами по себе расслабляются. Обучите ребёнка таким приёмам, чтобы ему было легче на уроках письма. Занимайтесь с ребёнком специальными упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики – «Обведи по пунктиру», «Проведи по дорожке», «Заштрихуй предмет», «Срисуй по клеточкам». Учите ребёнка рисовать по клеточкам. Нарисуйте в тетради в клетку квадрат, прямоугольник, лесенку и попросите ребёнка срисовать их, обращая внимание на клетки.