Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

mnemotehnica-2Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Задачи:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассказы по мнемотаблицам
(составление описательного рассказа, пересказ сказки или рассказа)
Работа состоит из нескольких этапов:

  • Этап №1  —  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Этап №2  —  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Этап №3 —  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т .е происходит отработка метода запоминания
  • Этап №4  — Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Этап №5  — Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Разучивание стихов
Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Презентация: мнемотехника.ppt