Цель: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи: Развивать интерес к природе, желание активно познавать ее; Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе осенью; Развивать эмоционально-эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осени; Воспитывать и развивать у детей интерес к творчеству Е.И.Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки; русских поэтов;
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Ход экскурсии:
Ребята послушайте стихотворение Алексея Плещеева
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
Вопросы воспитателя
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Почему вы так решили?
Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим какие изменения произошли на территории нашего сада.
Основная часть экскурсии
Наблюдение «Какими стали деревья»
- Рассматривание деревьев и кустарников
- Рассматривание листьев разных деревьев и кустарников (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная : у березы – шершавая, у клена – гладкая)
Ребята, давайте вспомним, с кем сравнивал М. Пришвин листья в рассказе «Птицы и листья» которые падали с деревьев.
Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки вы услышали (шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробья и т.д.).
Какие запахи почувствовали (запах прелой листвы, грибов).
Поисковые задания:
- Выберите понравившееся дерево.
- Как оно называется
- Найдите лист, который упал вчера, сегодня, давно. Расскажите, чем они отличаются.
Речевые упражнения:
- Игра «Скажи красивые слова об осени» Цель: умении е подбирать прилагательные к заданному слову.
- Игра «Три листа» Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом.
Загадки:
Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка упал на озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий , в тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица. Воет, а не зверь. (Ветер)
Подвижная игра «Поймай листок» Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.