Как подготовить дошкольника к обучению чтению.

2В вашей семье подрастает малыш ему уже 5 или 6 лет, и вы, любящие родители, беспокоитесь: не за горами школа, пора начинать к ней готовиться! Как это сделать, с чего начать?

Не дайте малышу потерять интерес к чтению! Подходите к проведению занятий творчески, чаще используйте имеющиеся  знания ребенка, его жизненный и речевой опыт. Не забывайте, что чтение — новый, сложный для малыша процесс, и некоторые трудности вполне естественны. Чаще хвалите, поощряйте ребенка, вместе с ним радуйтесь даже небольшим успехам. Помните, что все дети обладают разным уровнем развития мышления, внимания, памяти, речи. Старайтесь, чтобы время одного занятия не превышало 30 минут. Если ребенок устал, сделайте небольшой перерыв, затем снова приступите к  работе.

3Рассмотрим особенности работы на каждом этапе обучения.

  1. Подготовка к обучению чтению. Этот этап важен, хотя здесь и не происходит знакомства с буквами. Нужно научить ребенка различать слова в предложении, составлять схемы предложений, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
  2. Слово. Предложение. Объясните ребенку, что в разговоре мы используем отдельные слова. Все, что ребенок произнес, — это слово. Попросите ребенка, самостоятельно вспомнить и произнести какие – либо слова. Чаще всего дети называют предметы, которые видят вокруг. Приведите примеры, когда слово может обозначать признак предмета. Спросите ребенка, что он делает? Добейтесь, чтобы ребенок ответил полным ответом. — «Я играю». Объясните ему, что он назвал предложение.
  3. Слоги. Предложите ребенку назвать то, что он видит на картинке. Произнесите слово, деля его на части. Пусть ребенок повторит слово так же, выделяя каждую часть хлопками в ладоши. Вместе сосчитайте сколько частей в этом слове. Объясните, что каждая часть называется слогом.
  4. Ударение. Попросите ребенка назвать слово, выделяя ударный слог. Попросите ребенка произнести так же. Укажите, что слоги произносятся по — разному (один более протяжно и громко). Можно сказать, что на этот слог падает ударение, или что этот слог ударный.
  5. Звук. Спросите ребенка, как жужжит жук? Ребенок в ответ произнесет: — ж-ж-ж. объясните: ж — это звук. Спросите, как рычит собака: р-р-р, как воет волк: у-у-у, как звенит комарик: з-з-з. Все, что произнес ребенок — звуки.
  6. Знакомство с буквами. Запомните: звук и буква – это не одно и тоже. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и читаем. Буква – это знак, письменное изображение звука. Название буквы не всегда соответствует звуку, который эта буква обозначает. Нужно помнить, чтобы прочитать какую-либо букву, ребенок должен увидеть и вспомнить, как читается следующая буква. Поэтому нужно самого начала учить ребенка ориентироваться на последующую букву, читать сразу слог.

При знакомстве с каждой новой буквой ребенок:

  1. Называет слово, обозначающее предмет, делит слово на слоги, находит ударный слог.
  2. Считает, сколько в слове слогов из звуков.
  3. Произносит каждый звук по порядку и дает его характеристику.
  4. Читает слоги с новой буквой.
  5. Читает слова с новой буквой.
  6. Читает предложения с новой буквой.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок с самого начала обучения ориентировался на так называемый открытый слог, как на единицу чтения. Это значит, что он не должен называть отдельно буквы в слогах, а должен вспомнить, какой звук обозначает первая буква, затем — какой звук обозначает вторая буква, и читать слог сразу, не делая остановок между звуками. Чаще напоминайте ребенку, «Смотри на первую букву, потом на вторую, читай сразу слог».

Подготовил учитель-логопед Шаметова Т.И.