Дидактическое пособие «бизиборды»

Известная врач и педагог Мария Монтессори, считавшая самым главным в развитии ребёнка свободу выбора, была основоположником авторской одноимённой педагогической методики для обучения детей с особенностями в развитии, где взрослый должен помочь ребёнку стать самим собой. Она предложила своё видение проблемы обучения детей с особенностями в развитии. Ею же было доказано на практике, что стимулируя ребёнка извне, взрослый может развивать его мозг. Эта теория отлично работает с детьми, имеющими некоторые отличия от нормально развивающихся сверстников. Но с течением времени эта методика стал интересна педагогам, работающим с обычными детьми и получила мировую известность.

Ещё в конце позапрошлого века (1870-1952) Мария Монтессори предложила перенести всевозможные подручные бытовые приспособления на доску. При помощи такого вот тренажёра дети определяют способ работы с каждой мелкой деталью, а родители при этом могут не опасаться за жизнь своих чад. Двигая дверные цепочки, бусины, кольца от карниза или замки-молнии ребёнок развивает мелкую моторику рук и изучает заинтересовавшие его предметы. Нейронные сигналы от пальцев рук передаются в мозг, что благоприятно влияет на интеллектуальное, речевое, сенсорное и физическое развитие крохи.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.

Важность сенсорного развития

Несмотря на то, что прошло 110 лет с создания доски, сейчас она имеет довольно большой успех, так как с ее помощью решаются такие задачи как:

Задачи:

— развитие  мелкой моторики рук, развитие речи, логики и мышления; памяти, внимания;
— формирование  причинно-следственных связей;
— развитие  самостоятельной  и познавательной  активности;
— развитие произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).

      Так как на протяжении многих лет я работаю с детьми раннего возраста, изучаю и использую различные технологии. Для развития сенсорики у детей предположила, что изготовление и внедрение бизибордов  поможет удовлетворить  любопытство ребенка, желание исследовать окружающий мир, поможет при адаптации. Действия с механизмами на доске успокоет  ребенка, он расслабиться, и нахождение в группе станет  для него более комфортным. 

С этой целью я изучила  педагогический опыт по данной теме, систематизировала свои знания, выбрала и  распечатала фотографии бизибордов, изучила литературу; подобрала материал, который  может  служить для изготовления бизиборда и все, что можно разместить на нём, чтобы заинтересовать и надолго увлечь детей раннего возраста: дверные замочки, защелки, шпингалеты, щеколды, петли, ручки, мебельные колёсики, фонарики, музыкальные инструменты, выключатели, розетки, вкладыши, лего и др.

 Организовала с родителями мастер-класс «Что такое бизиборд. С чего начать?» Предложила родителям на выбор изготовить бизиборды. Осуществляла индивидуальное консультирование, оказывала помощь родителям в создании бизибордов.

    Бизиборды  использую  для образовательной деятельности воспитанников как индивидуально, так и подгруппами не более 6детей, а также широко применяю для самостоятельной деятельности детей.

В процессе игры с бизибордом ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищет различные способы решения задачи, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук и речи.

Элементы бизиборда зародились в психолого-педагогической практике М. Монтессори. В рамках своей методики она предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей.  Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, чтобы  дети смогли  изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Вряд ли ребенок будет слушать, если ему объяснять принцип работы дверной щеколды, он просто ничего не поймет. Другое дело когда играя с ней, он случайно сам поймет принцип работы — тогда для него это станет поводом для радости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное это будет безопасно для него.  

     Первые стенды  — бизиборды, которые были изготовлены. Цель игры с бизибордом, не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитии самостоятельности малыша.

  «Не трогай! Нельзя! Опасно!» — как часто наши дети слышат это? Конечно, опасно – трогать розетку,  баловаться дверным замком. А что если у ребенка будут свои взрослые игрушки? Для этого был изобретен бизиборд – это умная игрушка, которая познакомит ребенка с бытовыми предметами-мелочами и отвлечет от настоящих опасностей.

Бизиборды бывают универсальные, а также специально для девочек, для мальчиков.

     Самым маленьким детям, конструктивные детали ни к чему, для них главное – тактильные ощущения, которые можно обеспечить с помощью разных видов ткани, пуговиц, кармашков и т.п. Поэтому существуют такая разновидность как мягкий  бизиборд, который вообще не является доской. Ведь его основа состоит из ткани. Такие бизиборды мы так же изготовили .

Двигая застёжкумолнию, расстегивая пуговицы, открывая карманы на различных застежках, ребёнок не только развивает мелкую моторику пальцев, но и развивает навык самообслуживания –учится самостоятельно одеваться и раздеваться. Так же при давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь, интеллектуальное и физическое развитие крохи 

      Бизиборды можно приобрести в магазинах на интернет – сайтах, но это дорогое удовольствие. А можно сделать своими руками. Что мы и сделали проведя конкурс «Бизиборд»  в нашей группе среди родителей. Родители приняли активное участие в конкурсе. Благодаря этому теперь у нас группе есть бизиборды  на подгруппу детей.

      Практика показывают, что проводимые нами занятия с использованием бизибордов  позитивно отражаются на развитии воспитанников  нашей группы. Бизиборды используем на занятиях по познавательному развитию, развитии речи, социальному миру,  на формирование культурно- гигиенических навыков и художественно- эстетическому развитию.

       На занятиях по развитию речи на тему «Одежда», «Транспорт», «Игрушки» и т.д, использую игровое пособие бизиборд для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций. Использую такие как: «Найди вещи для девочек», «Найди вещи для мальчиков», «Кто за дверкой?» «Покажи игрушку по описанию, по загадке», «Угадай игрушку на ощупь», «Расскажем стишок».

        На занятиях по социально- коммуникативному развитию использую на таких занятиях как «Предметы быта», «Дом», «Моя семья, в процессе игр с бизибордом дети учатся общаться, развивать умение играть не ссорясь. У них формируются основы безопасного поведения в быту. Используя такие игры: «Выключатели — розетки», «Защелки — замочки», «Открой замочки», «Открой дверки».

      На формирование к.г.н. «Застегни туфельки», «Учимся застегивать пуговицы», «Замки — молнии».

      На познавательных занятиях по теме «Что привез Мишутка», «Закрой окошка», «Один — много», «Большие — маленькие». Использую игры такие как: «Найди фигуркам домик», «Найди и покажи такую же фигуру», «Угадай на ощупь», «Найди игрушкам домики», «Собери колпачки – вкладыши на место», «Большие — маленькие». 

    На  художественно – эстетическом развитии игры на металлофоне открывает мир музыкальных звуков. Различение звуков «Что звучит», «Тих — громко».

      Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой нами работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе бизиборд, мы даём возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу – включаться в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширять и пополнять свои профессиональные компетенции.

Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у наших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным содержанием.