Используя кинетический песок, решаются следующие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука:
Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);
Скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит);
«Необычные следы»:«топают медведи» – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок; «прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «бегут жучки-паучки» – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых;
Создать узоры и рисунки, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог;
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.
Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях:
Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком;
«Археологи». Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано;
Произносить различные слоги с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам (ша-ша-ша, ша-шо-шу-ши и др.).
Упражнения на развитие силы воздушной струи:
Дуть на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в песочные ворота или мишень;
Перекатывать шарик от пинг-понга из одной ямки в другую с помощью воздушной струи.
Игры на развитие связной речи:
«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его);
«Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).
Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и будит фантазию.