Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда

Используя кинетический песок, решаются следующие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука:

  Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);

 Скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит);

  «Необычные следы»:«топают медведи» – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок; «прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «бегут жучки-паучки» – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых;

 Создать узоры и рисунки, буквы.  Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;

 Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог;

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.

Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях:

   Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком;

 «Археологи». Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано;

 Произносить различные слоги с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам (ша-ша-ша, ша-шо-шу-ши и др.).

Упражнения на развитие силы воздушной струи:

  Дуть на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в песочные ворота или мишень;

  Перекатывать шарик от пинг-понга из одной ямки в другую с помощью воздушной струи.

Игры на развитие связной речи:

  «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его);

  «Придумай и расскажи»  (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и будит фантазию.