Конспект занятия по обучению грамоте посредством использования игр В. В. Воскобовича для детей подготовительной группы

Ход занятия
В группе на мольберте большое письмо с пропущенными буквами. (Црк, клн, фкс, пн*, *крбт. Лпш_к)
В: ребята, какое интересное письмо. Оно зашифровано. Как же быть?
Д: можем прочитать письмо. Надо вставить гласные буквы (дети вставляют буквы и читают слова)
В: Вы правильно расставили все буквы. Это Лопушок был в цирке и написал об этом. Я приглашаю вас в цирк, но не простой. Это буквоцирк. (Дети проходят и садятся на стулья, выставленные импровизированной ареной).
В: Сегодня на цирковой арене выступают буквы-артисты: Арлекин, Урлекин, Орлекин, Эрликин. (Лопушок представляет каждого артиста и выставляет карточки на магнитную доску).
В: ребята, я предлагаю нам тоже принять участие в представлении (Предлагаю объединиться парами и выбрать одного из персонажей).
В: ваша пара вместе с артистом должна придумать 4 слова, в которых есть данный звук (даю время на выполнение задания).
В: Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?
Д: Это Арлекин.
В: Какая любимая песенка Арлекина?
Д: А-а-а.
В: сейчас ребята назовут слова, в которых есть звук –А-.
В: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.
Д: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.
В: сейчас ребята назовут слова, в которых есть звук –О-.
В: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?
Д: Это Урлекин и его песенка У-у-у.
В: сейчас ребята назовут слова, в которых есть звук –У-.
В: А вот и следующий артист-акробат. Споем с ним его песенку.
Д: Это Эрлекин и его песенка Э-э-э.
В: сейчас ребята назовут слова, в которых есть звук –Э-.
В: Аплодисменты нашим артистам. А сейчас антракт.
Физминутка.
Встаньте прямо,
Потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо. Руки влево.
Встаньте. Снова потянитесь.
И друг другу улыбнитесь.
В: Антракт закончился. Занимайте свои места. (Дети садятся за столы). Во втором отделении на арену выходит новый артист. А узнать его поможет песенка «складушка». Какой звук встречается в ней чаще других?
(Дети слушают песенку).
Д: Звук «ш».
В: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.
Расскажите, какой это звук?
Д: согласный, твердый.
В: Каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Синим.
В: Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?
Д: Он глухой.
В: Верно. Это согласный твердый глухой звук. И этот звук никогда не бывает мягким.
А сейчас давайте поиграем в игру «Кто внимательный»? Вы будете поднимать синий кружок как только услышите звук «ш».
(Из набора дети выбирают синий кружок).
Ш, с, ш, з, т, д, ш.
Ша, са, шу, за, ты, дэ, ту, шо.
Санки, шарик, коса, шишка, стоять, широкий.
В: Теперь следующее задание. Придумайте слова, в которых звук –Ш- стоит в начале слова (ответы детей, в середине слова (ответы детей, в конце слова (ответы детей).
В: Вы были внимательными и справились с заданием.
Антракт.
Пальчиковая гимнастика «Шарик».
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
(Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение).
В: Занимайте свои места. Представление продолжается.
Внимание! В третьем отделении вы увидите необычное музыкальное представление. (На коврографе выставляется буква Ш).
Буква Ш вместе с буквами — акробатами исполнит веселые песенки.
В: На столах лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим эти песенки. .
В: что надо сделать, чтобы услышать эти песенки? (ответы детей)
В: Возьмите игровизоры, маркеры и начинаем сочинять.
Первой согласная буква Ш исполнит песню с Арлекином. Проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Прочитайте.
Д: Ша.
В: Это начало слова, а теперь придумайте слова, которые начинаются на этот слог (дети придумывают слова)
В: А теперь песенка звука Ш и У. Прочитайте, что получилось?
Д: Шу.
В: Следующая песенка артиста Ш и Орлекина. Что получилось?
Д: Шо.
В: придумайте продолжение слова.
В: А это песенка звука Ш и Э. Что получилось?
Д: Шэ.
В: Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука –Ш-.
-Головные уборы (шапка, шляпа)
-Число больше пяти (шесть)
-Часть колеса (шина)
-Как подает голос змея? (шипит)

  • Настольные игры на клетчатой доске (шашки, шахматы)
  • Там учатся дети (школа)
  • Часть тела между головой и туловищем (шея)
    — «Узкий», на наоборот? (широкий)
  • Колючки у розы (шипы)
    В: отгадайте загадку: Твой хвостик я в руке держал,
    Ты полетел, я побежал.
    В: верно, это шар. Выставляю напечатанное слово на доске. Составьте схему слова шар. (Один ребенок работает у доски)
    Звуковой анализ слова ШАР.
    Сколько слогов в слове шар? Сколько звуков в слове? Охарактеризуй каждый звук и обозначь его фишкой. Где стоит звук –Ш- в слове?
    Выставляю напечатанное слово «МЫШКА». Составьте схему слова мышка. (один ребенок работает у доски).
    Звуковой анализ. Найти ударный гласный звук. Где стоит звук Ш в этом слове?
    Составьте схему слова КАМЫШ. (один ребенок работает у доски).
    Звуковой анализ слова. Найти ударный гласный звук. Где стоит звук Ш в этом слове?
    В: Наше представление подходит к концу, разгадайте слово зашифрованное. (Спасибо) работа детей с «Геоконтом».
    В: Представление закончилось. Пора возвращаться в детский сад. Подведение итогов.