Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,
сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Сюжетно-ролевая игра полезна детям.
Игра учит нас:
— говорить с ребёнком на его языке;
— преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
— оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
— открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
— любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
— смотреть на себя со стороны глазами других людей;
— предвидеть стратегию ролевого поведения;
— делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
— стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
— доверять друг другу.