Основным видом деятельности детей дошкольного возраста была, есть и остаётся ИГРА. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях.
Пронаблюдав за играми детей и проанализировав развивающую среду в группах, пришли к выводу, что необходимо создать предметно-пространственную среду, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа. Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Маркеры реализуют следующие задачи:
-Обогащают содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности;
-Развивают познавательную активность детей, умение самостоятельно организовывать игры и упражнения;
-Обогащают сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие.
-Воспитывают доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
1.Развивают детскую фантазию и воображение;
2.Активизируют двигательную активность;
3.Рассчитаны на все возрастные категории от 3 до 7 лет;
4.Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны); 5.Имеют эстетический вид;
6.Занимают мало места при хранении;
7.Легко трансформируются;
8.Многофункциональны;
9.Вариативны;
Всё это мы решили воплотить в настольном игровом модуле. С одной стороны он обозначает , ферму, лесную опушку, место для отдыха с водоёмом, с другой же стороны- это обычная городская улица, оживлённая дорога , паркинг и т.д.Дальнейшие преображения и перевоплащения зависят только от фантазии наших детей и наших педагогических потребностей. Такие маркеры очень удобны. Можно играть за столом с мелкими игрушками, конструктором , в игры-бродилки по темам и т.д
Так же нам удалось сконструировать маркер «Универсальный».
Он может легко превращается в дорогу с мостом, речку, песочницу, бассейн, горки. Под горками можно пролезать, прокатывать мяч, катать машинки… Можно построить настоящий корабль, домик, самолет, и карусель, и т.д. получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.
Помимо сюжетно ролевых игр , в которые с удовольствием играют наши дети маркер так же и большой помощник в создании образовательных ситуаций для детей. Например если мы вместе с детьми построим из него корабль и предложим детям отправится на нем в морское путешествие.
Отрабатываются лексические темы:
- «Обитателей морей и океанов»,
- «Речные рыбы»,
- «Животные жарких стран»,
- «Профессии на корабле».
Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т.д.), (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею) и т.д.
Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте).
Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей и т.д
Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран. на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун; На твердый согласный — Марс, Плутон.
С помощью модулей игрового пространства ребенок овладевает основными культурными способами деятельности:
— проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Итак все участники педагогического процесса видят интересные, увлекательные стороны игровой деятельности с маркерами игрового пространства, которые обеспечат максимальную активизацию детей. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать. Таким образом, маркеры игрового пространства в работе с детьми дают возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.
Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими.