Развитие образной речи в повседневной жизни дошкольников

     — Утренний приём (слайд 3)

«Добрые слова»

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

Какие добрые слова мы знаем? Какие добрые слова ты говоришь папе и маме?

-«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинчика.

-Режимный процесс —  умывание-использование потешек.

Водичка – водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Нам водичка — добрый друг,

Скажут люди все вокруг.

Мы на руки все польем,

А потом играть пойдем.

Говорим тебе — спасибо,

Ты даешь ребятам силу.

-Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде, которую расставляют на столе. Дети называют форму, цвет, рисунок, материал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, привлечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этикета – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол!

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот еда.

Не осталось и следа.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

       Прежде всего развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи- такие задания можно предлагать воспитанникам в свободной деятельности и в режимных моментах.

      Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения(назови ласково, назови одним словом, подбери признак, действие к предмету) .

     Специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

    Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм. Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других сторон связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях. Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое.

       Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок, используя при этом  всем нам известные технологии: мнемотехника, карты Проппа,  Дж.Родари, составление загадок по Нестеренко. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству:

 «Закончи пословицу» — (слайд 4)

Без печки холодно, без хлеба … (голодно).

Не шуба греет, а … (хлеб).

Не будет хлеба, не будет и … (обеда).

Хлеб на столе и стол … (расцвел).

-Подберите пословицу противоположную по значению.( слайд 5-6)

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем — полезай в кузов)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)

-Инсценировка пословиц (слайд 7)

Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:

У страха глаза велики.

У нашего Трошки задрожали ножки.

Лучше иметь 100 друзей ,чем 100 рублей

Игра «Фразеологический зверинец» учит подбирать подходящие по смыслу слова, обозначающие животных. Эта же игра знакомит детей с поведением животных, учит детей думать, почему данное свойство животного перенесли на человека. Уместно поиграть в эту игру перед знакомством детей с литературным жанром – басней. Она подводит их к понятию «аллегория». Воспитатель называет характерный признак животного, а дети — само животное. (слайд 8)

1. Голоден как… 10. Надут как…

2. Нем как … 11 .Драчлив как…

3. Хитер как… 12. Важный как…

4. Грязный как … 13. Красный как…

5. Упрям как… 14 .Плестись как…

6. Изворотлив как… 15 .Назойлив как…

7. Здоров как… 16. Трусливый как…

8. Болтлив как… 17. Тихий как…

9. Колю чий как. 18. Гордый как…

-Игра «Что это?» — (слайд 9-13)

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; не щи, а их греют.

3. Он в голове у легкомысленного человека гуляет; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

4. Он бывает без костей у несерьезного человека; его советуют держать за зубами нетерпеливому человеку; им цепляются часто женщины, когда встречаются; его чешут, порой очень долго; иногда его глотают от неожиданности.

5. Они могут разбегаться, особенно у женщин в магазине; их строят, ими стреляют, когда хотят понравиться мужчинам; в них пускают пыль при обмане; а кому-то недалекому человеку их приходится открывать.

-Игра «Цветные фразеологизмы» (слайд 14)

Выставляются картинки определенного цвета. Нужно подобрать фразеологизмы, содержащие цветные слова.

Белый – белым-бело, белые мухи, белый свет.

Голубой – голубая мечта.

Синий – гореть синим пламенем, синий чулок.

Зеленый – позеленел от злости, тоска зеленая, зеленый свет, зеленая улица, молодо-зелено.

Красный – красная цена, красная девица, красный двор, красное слово, пустить красного петуха.

Розовый – окрашивать в розовый цвет, смотреть сквозь розовые очки.

Черный – чернее ночи, черная душа, все в черном цвете, в черном теле, черная кошка пробежала, на черный день.

    Во время сборов на прогулку мы предлагаем детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предлагаем различные задания на закрепление лексических понятий, грамматических форм (надеваю, одеваю; кладу – положу), закрепляем  умения правильно выражать просьбу (предложения простые и распространенные).

Собираемся на прогулку

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять,

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми, Тоже ножку поднеси.

А теперь быстрей вставай

И штанишки надевай.

        Важнейшим средством развития образности речи Е.И.Тихеева считала наблюдения природы. По ее мнению это необходимое развитие  таких качеств связной речи ,как точность и образность.

Прогулка –это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребенка.

Территория нашего детского сада большая и разнообразная: здесь растут берёзы, клёны, тополя, сирень, липа, каштаны, туи, , ели, сосны, разные виды кустарника. В тёплое время года клумбы пестрят различными цветами. Выход на прогулку (в любое время года) необходимо  начинать со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день!» 

На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а мы в этом им  помогаем.

Березка- (стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая. (слайд 15)

Елочка –(пушистая, колючая, зеленая, пахучая.

Муравей –(маленький, юркий, трудолюбивый, муравьи дружные.

Облака-( воздушные, кучерявые, пушистые, белые.

Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные. (слайд 16)

Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.

Осенью во время листопада заучиваем стихотворение, в котором закрепляем произношение звука «с»

Листопад, листопад,

Осыпается сад,

Осыпается лист в лесу,

Сильный ветер свистит, словно всем говорит:

«Скоро снега сюда нанесу!»

СНЕЖОК(слайд 17)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Очень нравится детям играть на прогулке в речевые игры:

Какой?

Для обогащения речи именами прилагательными.

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Что могут делать? (игра для увеличения запаса глаголов)

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….

Назови ласково (также можно играть с мячом)

Например: птица — птичка, кошка — кошечка и т. д.

  Ещё на прогулке можно предложить игры, где предлагается пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником…»«Если бы я стал невидимым…»«Если весна не наступит никогда…»«Что было бы, если бы я умел летать?»

Во время прогулки необходимо использовать художественное слово. Детям нравится слушать стихи русских поэтов о природе. С помощью их пополняется словарный запас красивыми эпитетами, определениями. (Например, «Сельская песенка» А. Плещеев, «Зима» И. Суриков А.С.Пушкин и мн.др.)

Алексей Плещеев

Травка зеленеет, 
Солнышко блестит; 
Ласточка с весною 
В сени к нам летит. 
С нею солнце краше 
И весна милей… 
Прощебечь с дороги 
Нам привет скорей! 
Дам тебе я зерен, 
А ты песню спой, 
Что из стран далеких 
Принесла с собой…

    На прогулке очень эффективны загадки во время наблюдений, труда в природе. Предметы и явления в них знакомы детям, они видят их часто перед глазами.

     Предлагать детям загадать загадки, какие они знают. Желающие загадывают, остальные  угадывают. С детьми можно пробовать придумывать свои загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. 

(заданияе- придумать загадку описание о живой или неживой природе).

   Ежедневно планировать подвижные игры, в ходе которых также происходит речевое развитие. Без считалки не обходится проведение большинства подвижных игр, они предназначены для расчета играющих.

(задание- прочитать считалку).

  Есть подвижные игры с проговариванием слов в ходе игры. Речевые подвижные игры — один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи.

      Во второй половине дня –в свободной деятельности можно предлагать детям следующие игры и речевые упражнения:

«Угадай по действиям»(3 человека)

Цель. Учить детей подбирать глаголы к именам существительным, воспитывать умение быстро отвечать.

Игровые правила.За каждый правильный ответ ребенок получает фишку; выигрывает тот, кто больше всех наберет фишек.

Ход.Ребята, все предметы, явления, животные, птицы, сказочные герои выполняют какие-то действия. Например, солнце, что оно делает? Светит, пригревает, ласкает, ослепляет, веселит и т.д. 

Вода, воспитатель

Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по действиям». Я задумаю слово, а вы по действиям должны отгадать это слово. Например, снег. Он  идет,  порхает,  кружится,  ложится, тает,  переливается,  искрится и т.д.

 Человек- идет, учится. поет, спит, гуляет

 Белка- собирает грызет скачет прыгает

 Затем роль ведущего предлагается ребенку.

 «Это очень хорошо, а вот это плохо»

Цель. Учить детей рассуждать, грамматически правильно строить высказывания.

Ход. Взрослый предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что хорошего в зиме?» Дети высказывают свое мнение: зимою очень красиво, зимою много снега, можно кататься с горы и т.д. Затем он спрашивает: «А что плохого в зиме?» Ответы детей: очень холодно, надо надевать много одежды, очень рано становится темно и т.д.

Можно содержание этой игры связывать с той лексической темой, которая изучается. Например, что хорошего и плохого в транспорте, в стеклянной посуде, в каждом времени года, в каком-нибудь сказочном герое и т.д.

примеры дидактических игр и упражнений на закрепление представлений детей о русских народных сказках.

«Карлики и великаны»

Цель.Учить детей образовывать существительные с суффиксами — ик, — ище; развивать логическое мышление, внимание.(любые предметные картинки)

«Рифмовки»-подбирать рифмы к словам : парта-  ;нос-; ручка_; дом_; тело-;

Подушка-;  калонка-; телефон-;

ЦельЗакрепить представления детей о русских народных сказках.

«Моя любимая сказка». Педагог говорит: «Все дети любят сказки и взрослые тоже. Моя любимая сказка…» Далее дети называют свои любимые сказки, одновременно передавая друг другу мяч.  

«Загадки про сказки», Педагог задает детям загадки о сказках типа:

—        В какой сказке живут; бабушка-старушка, внучка-хохотушка,
курочка — квохтушка, мышка-норушка? «У страха глаза велики».

     —    В какой сказке живут: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волк-зубами щелк? «Теремок».

       —    В какой сказке лиса обхитрила козла? «Лиса и козел».

       —   В какой сказке лиса обхитрила волка? «Лиса и волк».

  —     Назовите сказки, в которых встречается лиса (волк, медведь и т.д.).

        —        В какой сказке встречается число три?( «Три медведя», «3 поросенка» и др.)

      -В какой сказке лиса поет песенку:

      Кукареку, петушок, Золотой гребешок,

     Выгляни в окошко.

    Дам тебе горошку. («Кот, петух, лиса»).

  Таким образом, творчество педагога, его увлеченности и методическая грамотность позволяет найти возможности для решения задач по развитию образной речи детей в разных видах деятельности в целостном педагогическом процессе детского сада.

Подготовил учитель-логопед: Шаметова Т.И.