«Развитие воображения у дошкольников»

Прежде чем я начну наш разговор о развитии воображения, скажите, пожалуйста, с каким словом ассоциируется слово «воображение»? (фантазия, творчество, творческая деятельность) Внимание и воображение детей дошкольного возраста — это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Итак, давайте поразмышляем, почему надо развивать воображение ребёнка? Почему одним из целевых ориентиров завершения дошкольного образования является «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»?

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Что такое «воображение»?

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. То есть воображение — это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Существует мнение, что воображение ребёнка богаче и активнее, чем у взрослого.

Воспитатель Н.О. Хайруш

         К 5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него проявления воображения. В частности, это проявляется при выполнении заданий на дорисовывание незаконченных изображений. Ребенку предлагается несколько карточек, каждая из которых содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Детей просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась картинка. В 5 лет ребята могут дорисовать большинство или даже все картинки, при этом полученные изображения представляют собой не просто схему предмета, а рисунок, наполненный деталями. Однако следует отметить, что выполнение данного задания в большой степени зависит от навыков рисования. В 5 лет дети могут сочинить сказку или историю на заданную тему, т.е. выполнить самостоятельное творческое задание, однако нельзя требовать этого от всех детей данного возраста. Придуманные сказки в основном небольшие по объему и не очень оригинальные – часто они представляют собой вариации знакомых сказок.

В 6-7 лет большинству детей доступно сочинение сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем возрасте, часто имеют законченный сюжет. Выполняя творческие задания, дети могут использовать новый способ – «включение», – который заключается в следующем заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции, а не центральным элементом, как при способ«опредмечивание». Так, например, если старшему дошкольнику предложить дорисовать кружок, он может не только нарисовать солнышко или яблоко (так сделал бы малыш), а создать композицию – футболист бьет по мячу, т.е. заданный элемент – кружок – превращается в мяч, не являющийся смысловым центром картины.

Способы стимулирования развития воображения дошкольников

  • Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Представление детям возможности активно задавать вопросы.
  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, отказ от оценок и критики в адрес ребёнка
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем

Виды детской деятельности, способствующие развитию воображения

Изобразительная деятельность. Валяние как средство развития воображения дошкольников

Музыкальная деятельность как средство развития воображения

Игровая деятельность как средство развития воображения

Воспитатель Хайруш Н.О.