Методическая работа с педагогами.

     Реализуя годовую задачу «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров» с педагогами ДОУ были проведены консультации:

           Коммуникативно-деятельностная технология обучения языку и развития речи детей дошкольного возраста Суть воспитания, с точки зрения системно — деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. Использование игровых технологий в контексте системно — деятельностного подхода помогает подготовить ребёнка к школе. Игра становится одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду. НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Структура НОД на основе  деятельностного подхода

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Целевая установка
  3. Мотивирование к деятельности
  4. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий
  5. Анализ результатов деятельности
  6. Подведение итогов

          «Формирование элементарных математически представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» -представила С.Н. Шелудько. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы с такими целями познакомила воспитатель подготовительной группы. Вооружить практическими навыками проведения математических игр С.Н. Шелудько провела мастер-класс с воспитателями. Представила комплект дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

           Актуальность проблемы состоит в том, что в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

           Музыкальный руководитель Н.П. Котова провела мастер-класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе формирования музыкальной культуры детей». Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности:

  • Слушание
  • Пение
  • Песенное творчество
  • Музыкально – ритмические движения
  • Музыкально – игровое и танцевальное творчество
  • Игра на детских музыкальных инструментах

Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству.  Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка- дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

         В рамках решения годовой задачи проведен  семинар-практикум«Составление описательных рассказов и рассказов по картине». О видах  детских рассказов и приемах обучения дошкольников рассказыванию рассказала учитель-логопед О.С. Шикаленко. В дошкольном возрасте ребенок овладевает двумя основными видами монологической речи: пересказом и рассказом. Между ними есть не только общее; свойственное монологической речи в целом, но и существенные отличия. Обучение детей составлению рассказов – сложный и длительный процесс. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовка к обучению рассказыванию при помощи пропедевтических методов. У малышей 3-4 лет уже накоплено достаточно личного опыта и представлений об окружающем мире, но развитие активного словаря значительно отстает, поэтому ребенку часто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Для активизации словаря используются разнообразные игры и упражнения на подбор признаков, действий к предмету, сравнение предметов, узнавание предметов по описанию, подбор слов по группам или по определенным признакам (радостные и грустные слова). Для подготовки детей к составлению сюжетных рассказов используются такие методы, как: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя. К основным приемам обучения рассказыванию относят: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, составление письма. 

         Мастер – класс по  обучению детей составлению рассказов по картинам провела воспитатель И.В. Хишко. С педагогами были проведены занятия по всем возрастным группам. При проведении практических занятий с педагогами указывалось на сложности в старших группах. Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства, ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

           Мастер-класс провела воспитатель Т.П. Дьяченко по теме «Обучения дошкольников творческому рассказыванию». Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возрастаРечь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества.  Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству.