Экспериментальная деятельность.

Превращение снежинки.»

Программное содержание:

Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать называть основные приметы зимнего периода. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой .Дифференцировать состояние воды . : Уточнить и расширить представления детей о снеге, помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Вызвать радость от открытий полученных из опытов. Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.

МАТЕРИАЛ:

магнитная доска, символы состояния воды : твердое ,жидкое, газообразное. Часы «Времена года.», карточки ,с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д, снежки из бумаги, лоток со снегом, настольная лампа, тепловая пушка ,прозрачный стакан.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

   Дети обращают внимание на конверт, появившийся в группе. Воспитатель открывает его и находит там загадку ,читает ее:

Заготовила хозяйка

Для природы много краски

Полю — лучшие белила

Зорям — алые чернила

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые

Целый день она кует

На реке холодный лед.

-Кто эта хозяйка?(зима).

Воспитатель В.В. Гриценко

Беседа «Пришла зима — снег и радость принесла»

— Почему мы любим зиму?

— Как выглядит земля зимой? Какой стоит лес?

— Расскажите о снежном убранстве города.

— В какие мы играем игры зимой?

Загадки:

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный как лягушка,

А согреешь — ручеек. (Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

-Давайте поставим стрелку на наших часиках на то время года ,о котором шла речь .И назовем главные приметы зимы.

(Дети выставляют стрелку часов и проговаривают признаки зимы.)

   Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение А.Туктарова «Состояние воды».

По ходу чтения на магнитной доске выставляются символы состояния воды: Жидкое , твердое , газообразное.

Предлагаю провести опыт

«Каким бывает снег?»

   Воспитатель вносит в группу лоток со снегом .Дети определяют  состояние снега — сыпучий.

   Давайте подуем на снег, что с ним происходит ?(Снежинки разлетаются.)

-Потрогайте снег ,какой он?(Холодный, сыпучий ,сверкающий, скрипучий ,легкий ,воздушный.)

-Наши снежинки не соприкасаются друг с другом ,летают каждая отдельно.

-А теперь я подержу снег в руках, что происходит?(Снег согревается и тает, из него можно слепить снежок.)

-Попробуйте подуть на снежок ,летят снежинки? Нет, не  летят. Почему? (Снег стал твердым, снежинки отдельно не летают.)

-Ребята ,а как вы думаете, что сильнее нагревает снег: наши ладони или настольная лампа ? (Ответы детей.)

-Давайте проверим.

Воспитатель включает лампу и ставит снег под её лучи.

-Во что превращается наши снежинки? (В капельки воды.)

-Правильно ,совсем, как на солнышке !

-А как вы думаете ,от чего быстрее будет таять снег от лампы, или от горячего воздуха тепловой пушки? (Ответы детей.)

-Давайте проверим.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек.

На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

— В какое время года, вода в природе может находиться в твердом со

стоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)

Игры в снежки без снега

Из листов белой бумаги делаются снежки. Дети делятся на две команды, а играют в снежки бумажными комочками.

Итак ,ребята ,мы сегодня провели опыты со снегом и узнали ,во что он может превращаться .Давайте ребята ещё раз назовем различные состояния воды (вода, снег, лед, дождь, пар).