Превращение снежинки.»
Программное содержание:
Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать называть основные приметы зимнего периода. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой .Дифференцировать состояние воды . : Уточнить и расширить представления детей о снеге, помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Вызвать радость от открытий полученных из опытов. Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.
МАТЕРИАЛ:
магнитная доска, символы состояния воды : твердое ,жидкое, газообразное. Часы «Времена года.», карточки ,с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д, снежки из бумаги, лоток со снегом, настольная лампа, тепловая пушка ,прозрачный стакан.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети обращают внимание на конверт, появившийся в группе. Воспитатель открывает его и находит там загадку ,читает ее:
Заготовила хозяйка
Для природы много краски
Полю — лучшие белила
Зорям — алые чернила
Всем деревьям чистые
Блестки серебристые
Целый день она кует
На реке холодный лед.
-Кто эта хозяйка?(зима).
Воспитатель В.В. Гриценко
Беседа «Пришла зима — снег и радость принесла»
— Почему мы любим зиму?
— Как выглядит земля зимой? Какой стоит лес?
— Расскажите о снежном убранстве города.
— В какие мы играем игры зимой?
Загадки:
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь — ручеек. (Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
-Давайте поставим стрелку на наших часиках на то время года ,о котором шла речь .И назовем главные приметы зимы.
(Дети выставляют стрелку часов и проговаривают признаки зимы.)
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение А.Туктарова «Состояние воды».
По ходу чтения на магнитной доске выставляются символы состояния воды: Жидкое , твердое , газообразное.
Предлагаю провести опыт
«Каким бывает снег?»
Воспитатель вносит в группу лоток со снегом .Дети определяют состояние снега — сыпучий.
Давайте подуем на снег, что с ним происходит ?(Снежинки разлетаются.)
-Потрогайте снег ,какой он?(Холодный, сыпучий ,сверкающий, скрипучий ,легкий ,воздушный.)
-Наши снежинки не соприкасаются друг с другом ,летают каждая отдельно.
-А теперь я подержу снег в руках, что происходит?(Снег согревается и тает, из него можно слепить снежок.)
-Попробуйте подуть на снежок ,летят снежинки? Нет, не летят. Почему? (Снег стал твердым, снежинки отдельно не летают.)
-Ребята ,а как вы думаете, что сильнее нагревает снег: наши ладони или настольная лампа ? (Ответы детей.)
-Давайте проверим.
Воспитатель включает лампу и ставит снег под её лучи.
-Во что превращается наши снежинки? (В капельки воды.)
-Правильно ,совсем, как на солнышке !
-А как вы думаете ,от чего быстрее будет таять снег от лампы, или от горячего воздуха тепловой пушки? (Ответы детей.)
-Давайте проверим.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть.
Дидактическая игра «Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек.
На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
— В какое время года, вода в природе может находиться в твердом со
стоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)
Игры в снежки без снега
Из листов белой бумаги делаются снежки. Дети делятся на две команды, а играют в снежки бумажными комочками.
Итак ,ребята ,мы сегодня провели опыты со снегом и узнали ,во что он может превращаться .Давайте ребята ещё раз назовем различные состояния воды (вода, снег, лед, дождь, пар).