Технология «ТРИЗ»

      Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач. Дошкольный возраст уникален, т.к. качество сформированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала.  С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Воспитатель Т.П. Дьяченко

  Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен  указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой- то момент повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.  Поэтому, проведя занятие по экологии с элементами ТРИЗ, я, воспитатель Т.П. Дьяченко использовала различные методические приемы: психогимнастика «Волшебная чаша», что дало детям положительный настрой бодрости, энергии,  творчества на весь день, а так же желание участвовать в занятии.  Чтение стихотворения об осени  — воспитание любви к природе через поэзию, понимание того, что наступила осень. Дети рассказали, какие изменения произошли в живой природе с наступлением  осени, и с помощью Д/И «Круги Эйллера» определили, какие объекты природы относятся к живой и почему. Ребята очень хорошо понимают, что же необходимо живому объекту природы для роста. Так же наши воспитанники знают, что мы не можем изменить ход событий и попасть, например, в зимний период, минуя осень, потому что в природе все идет своим чередом. Постепенно я перешла к насекомым, которые заселяют нашу планету, и дала понять детям, что и было моей главной целью — на Земле нет ничего вредного и ненужного, каждый выполняет свою важную определенную роль.  Да, какая удивительная наша планета Земля! Здесь все связаны между собой как звенья в одной цепочке. Если порвешь одно звено, то рассыплется вся цепь.  Дети при помощи символов самостоятельно загадывали загадки про кузнечика, работали со схемой-алгоритмом «Чудесная лестница», что им очень понравилось, прятали кузнечика на определенном фоне, соответствующему цвету насекомого, а, как оказалось, кузнечики бывают не только зеленые, коричневые, но и желтые. Моделировали при помощи маленьких человечков три состояния воды; рассказывали, какое насекомое им нравится и почему, а какое нет. Но в итоге сделали вывод:

 Никого не обижай

Ни пчелу, ни мушку,

Ни улитку, ни жучка — темненькое брюшко,

Ни кузнечика,

В траве,  скачущего ловко.

Ни блестящую в листве —

Божию коровку.

Ни синицу, ни дрозда,

Ни крота слепого…

Ни за что,  и никогда

Не обижай живого!

   Удивительное стихотворение, и я, считаю, что его должен знать каждый ребенок наизусть. Наши дети, будучи еще такими малышами, самостоятельно делают выводы, умозаключения, отлично понимают правила поведения на природе.    Я призываю всех родителей как можно больше бывать с детьми на природе, говорить о ней, читать стихи и рассказы.