Конструктивная деятельность в раннем возрасте

Дети разного возраста с удовольствием играют с конструкторами. При сооружении разных построек  из специальных строительных наборов, конструкторов ребенок ищет способы, как поставить и соединить детали, подбирает лучшие варианты. Здесь необходима наблюдательность, трудолюбие, терпение. Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

— дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

— дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

— расширяется область творческих проявлений.

Специальные строительные наборы для детей раннего возраста могут включать самые разнообразные объемные формы: кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и т.д. Интересны и доступны детям третьего года жизни деревянные и  пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей.

Различают несколько видов конструктивного материала:

— крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм: куб, параллелепипед, цилиндр и другие, он используется для построек на полу.

— настольный строительный материал примерно тех же форм, но меньшего размера, предназначен для игр на столе.

— конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются.

Многие родители даже не задумываются над тем,  что дают ребенку игры со строительным  материалом. Ваш малыш знакомится с разными деталями и запоминает их название; узнает, что различные формы имеют свои особенности: например, у куба все стороны одинаковые, а у кирпичика разные – две грани узкие и длинные, две узкие и короткие, две широкие и длинные; детали могут по —  разному располагаться на плоскости (кирпичик, например, лежит или стоит), кубики можно поставить один на другой, положить один за другим, выше или ниже, рядом. Ребенок учится соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами: у кубика все стороны равны, поэтому не стоит и беспокоится, на какую сторону его положить, когда строишь  башенку  или лесенку, а вот когда строишь  заборчик надо подумать, поставить ли их на узкую сторону или положить на широкую (получится низкий или высокий заборчик). Все это важно для умственного развития малыша.

Воспитатель А.Н. Щелкунова

Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной, упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, формированию самостоятельности, активности, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия, знакомит с основными цветами (кубики и кирпичики красные, синие, желтые, синие). Обогащается словарь ребенка за счет названия действий: ставить, приставлять, приложить; названиями качеств и отношений, характеризующих предметы, действия с ними, их пространственное расположение: тонкий, длинный, короткий, узкий, широкий, твердый, в середине, рядом, сбоку, вверху, внизу. Очень большое значение конструирование  имеет для развития кистей рук,  развития силы и координации движений пальцев рук  маленького ребенка. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом.