«Волшебница Вода»

Конспект открытого просмотра

непосредственно-образовательной деятельности детей средней группы детского сада по экспериментально-исследовательской деятельности

Цель НОД: в процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах воды.

Задачи НОД

Образовательные:

— познакомить со свойствами воды в процессе выполнения опытов;

— формировать навыки проведения простейших лабораторных опытов: соблюдать необходимые меры безопасности, закреплять умение работать с посудой;

— побуждать детей к рассматриванию и сравнению в процессе проведения опытов;

— поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.

Развивающие:

— активизировать наглядно-образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды;

— развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

— развивать умение формулировать выводы по итогам опытов;

— развивать социальные навыки для рабы в микрогруппах;

— активизировать и обогащать словарь.

Воспитательные:

— воспитывать дружеские отношения и радость от совместной деятельности и игры.

Воспитатель Н.О. Хайруш

Предварительная работа:
1. Проведение опытов с водой.
2. Беседы о воде.
3. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
4. Чтение художественной литературы: С. Благинина «Снег», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Деви «Зима-Снежинка», А. Мельник «Художник картину всю ночь рисовал».
Методические приёмы:

сюрпризные моменты: превращение в волшебницу Воду, раскрашивание волшебных картинок;

практические: опыты с водой;

наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «вода».

Оборудование:

Баночки и стаканчики для опытов по кол-ву детей, вода, молоко, краски, сахар, соль, чайные ложки, схемы для выводов, костюм Волшебницы-Воды.

Планируемые результаты: у детей в ходе практической экспериментальной деятельности будут сформированы представления о свойствах воды: она жидкость, прозрачная и не имеет цвета, запаха, не имеет вкуса, может окрашиваться в разные цвета, в зависимости от того какой цвет мы в нее добавили.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? Посмотрите, как много гостей к нам пришло.
Д. -Ответы детей…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же еще к нам придёт сегодня в гости?
Д. -Ответы детей…
Воспитатель: Попробуйте угадать! Послушайте внимательно загадку:
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!
Дети: Вода!
Воспитатель: Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться?
Дети закрывают глаза, воспитатель одевает голубого цвета накидку. Дети внимательно рассматривают.
Волшебница Вода: Я – волшебница Вода. А как вы думаете, для чего нужна вода?

Ответы детей: — Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать…..

Волшебница Вода: Сегодня вы узнаете обо мне много интересного! Мы с вами отправимся в лабораторию и побудем с вами маленькими учеными. А кто такие ученые? Чем они занимаются? (Ответы детей)

А как нужно себя вести при проведении опытов? (Ответы детей: не кричать, не толкать друг друга, внимательно слушать взрослого, не брать приборы без разрешения). Ученые никогда не отвлекаются и делают все быстро и аккуратно.

Но для этого вам нужно разделиться на пары.

Волшебница раздает детям карточки: кружки и квадраты. Дети делятся на пары.

Волшебница Вода: Ребята, что я для вас принесла?

Дети: Воду.

Волшебница Вода: А как вы думаете, можно ли налить воду во что-нибудь: стакан, вазу, ведро. Ее можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет. Девочки и мальчики, хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Переливают из баночки в стаканчик). Вот мы с вами выяснили, что воду можно переливать, вода-жидкость.

Вывод: На магнитную доску крепиться символ Вода – это Жидкость

Волшебница Вода: А теперь я предлагаю узнать – пахнет вода или нет. Перед вами стаканы с водой. Понюхайте, есть ли запах? Что вы можете сказать?
Дети: Вода не имеет запаха

Вывод: На магнитную доску крепиться символ — Вода не имеет запаха.

Волшебница Вода: Ребята, давайте попробуем воду на вкус! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)
Волшебница Вода: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: — Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Вывод: На магнитную доску крепиться схема Вода не имеет вкуса.
Волшебница Вода: Давайте проведем небольшой опыт. Ребята, как вы думаете, что это такое?

Дети: – Сахар,  соль.

Волшебница Вода: ребята проведите опыт, используя алгоритм выполнения, самостоятельно.

Дети: Сладкая (соленая)

Предлагается попробовать воду на вкус у соседа.
Волшебница Вода: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: — Вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.

Волшебница Вода: Посмотрите, я принесла с собой графин, а что в нем? Как вы думаете?

Дети: — Молоко.

Волшебница Вода разливает молоко в пустые баночки. Ребята возьмите чайные ложечки опустите одну в стакан с водой, другую в баночку с молоком. В каком стаканчике мы видим ложку?

Дети: — В стаканчике с водой.
Волшебница Вода: А почему?

Дети: – Потому, что вода она прозрачная, светлая, не имеет цвета.

Волшебница Вода: Правильно, а в другом стакане ложечку видно? Почему?
Дети: — Потому, что молоко белого цвета, и в стакане ложечку не видно.
Волшебница Вода: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: — Вода прозрачная и не имеет цвета.

Вывод: На магнитную доску крепиться символ Вода не имеет цвета (прозрачная).

Волшебница-Вода:

Ребята, а вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета? Хотите узнать как? Давайте покрасим нашу воду в разные цвета.
Дети берут кисточки, набирают краску и добавляют ее в воду. Дети моделируют проведенный опыт.

Волшебница Вода: Что мы видим?
Дети: — Вода окрасилась.
Волшебница Вода: В какой цвет превратилась вода?
Дети: — Дети называют цвета (красный, жёлтый и т.д.).
Волшебница Вода: Правильно. Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Вода может ещё и окрашиваться в разные цвета, в зависимости от того какой цвет мы в нее добавили.

Волшебница Вода хвалит детей.
Волшебница Вода: Я пришла к вам с сюрпризом, и принесла с собой волшебные картинки, я же волшебница-Вода! При помощи кисточки и воды наши картинки станут разноцветными!
Присаживайтесь за столы и берите в руки кисточки.
Дети: — Дети рисуют, видят в конце цветные изображения.
Волшебница Вода: Что у вас получилось?
Дети: -Водичка покрасила наши картинки, они стали разноцветными.
Волшебница Вода: Ребята, что вы узнали обо мне сегодня интересного?
Ответы детей по схеме (вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может окрашиваться в разные цвета, вода льётся, она жидкая).
Волшебница Вода: А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся!

 Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы детского сада по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница-Вода»

Мною было проведена НОД в средней группе по экспериментальной деятельности на тему «Волшебница-Вода».

Цель НОД: познакомить детей со свойствами воды.
Задачи НОД

Образовательные:

— познакомить со свойствами воды в процессе выполнения опытов;

— формировать навыки проведения простейших лабораторных опытов: соблюдать необходимые меры безопасности, закреплять умение работать с посудой;

— поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.

Развивающие:

— активизировать наглядно-образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды;

— развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

— развивать умение формулировать выводы по итогам опытов;

— развивать социальные навыки для рабы в микрогруппах;

— активизировать и обогащать словарь.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к воде;

— воспитывать дружеские отношения и радость от совместной игры.
Предварительная работа:
1. Проведение опытов с водой.
2. Беседы о воде.
3. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
4. Чтение художественной литературы: С. Благинина «Снег», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Деви «Зима-Снежинка», А. Мельник «Художник картину всю ночь рисовал».
Методические приёмы:

сюрпризные моменты: превращение в волшебницу-Воду, раскрашивание волшебных картинок;

практические: опыты с водой;

наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «вода».

Оборудование:

Баночки и стаканчики для опытов по кол-ву детей, вода, молоко, краски, сахар, соль, чайные ложки, схемы для выводов, картинки для раскрашивания; костюм Волшебницы-Воды.
Планируемые результаты: дети получили представления о свойствах воды.

НОД состояла из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть.

Создание у детей благоприятного психологического настроя в НОД, настроила их на доброжелательное отношение друг к другу. Для этого мною был создан сюрпризный момент (появление Волшебницы-Воды).

Так же мне было необходимо смотивировать детей на реализацию поставленных задач, вызвать у них познавательный интерес к НОД. Это я сделала через предложение детям стать учеными и отправиться в лабораторию для проведения опытов над водой.

Дети активно откликались к готовности выполнять задания, это свидетельствует о том, что познавательный интерес к НОД у детей был создан.

Основная часть

Была направлена на решение поставленных мною задач. Предложенная детям экспериментально-исследовательская деятельность в виде опытов способствовала поддержки интереса у детей на протяжении всей НОД.

В ходе НОД я применяла групповую и самостоятельную формы работы детей. При этом использовала следующие методические приемы:

  1. Деление на группы посредством геометрических фигур;
  2. Проведение опытов с водой в группе и самостоятельно, что позволяло детям делать определенные выводы;
  3. Поход в гости к соседней группе для поддержания интереса во время НОД;
  4. Самостоятельное закрашивание волшебных картинок водой для создания продукта НОД. Дети с удовольствие справились с этим заданием.

При выполнении заданий у детей была достаточная смена деятельности, что обеспечивало достаточную двигательную активность в НОД.

В течении НОД мною были использованы здоровье сберегающие технологии. После проведения трех опытов провела физ. минутку «Капельки». Перед самостоятельной работой провела гимнастику для глаз «Тучка».

Для развития памяти детей и закрепления полученных знаний использовала дидактический материал картинки-схемы на магнитной доске.

Для проведения опытов использовался различный инструментарий: баночки, стаканчики разных размеров, чайные ложки, кисточки, молоко, гуашь, сахар, соль.

В заключительной части НОД был подведен итог НОД с использованием картинок о свойствах воды.

Считаю, что я добилась предполагаемого результата через успешно решенные задачи