Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша

20160216_103910Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий которые обеспечивают развитие логического мышления. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки, разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификации обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) .

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

Цель нашей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Формирование основных приемов логического мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование) .
  2. Развитие у детей умения рассуждать, доказывать;
  3. Развитие познавательных интересов, творческого воображения;
  4. Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Свою работу с блоками мы начали со второй младшей группы. В первую очередь предоставили детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Блоки Дьенеша мы используем и на занятиях по конструированию, а также в самостоятельной игровой деятельности.