Эмоциональное развитие детей в игре

1Основная цель работы воспитателя в детском саду – создание условий, способствующих физическому и психическому здоровью детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей ребенка.

С первого дня рождения ребенок получает знания об окружающем мире. Мы относимся серьезно  к интеллектуальному развитию ребенка, а развитию эмоциональной сферы не всегда уделяем достаточное внимание. Но ведь сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать. Проблема создания доброжелательных отношений у детей  на сегодняшний день сверхактуальна и вот почему.

Наблюдая изо дня в день общение детей в группе детского сада, приходится все чаще видеть проявление таких качеств, как  нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость и конфликтность в детских отношениях.

Анализируя поведение детей, мы пришли к выводу, что их повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и, что детям не хватает элементарных добрых чувств. Сейчас волнует это не только воспитателей, но и родителей.

Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Немаловажные задачи в работе педагога — формирование доброжелательных отношений у дошкольников и создание доброго микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Поэтому главная цель нашей работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений. Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Для организации работы мы используем  элементы авторских программ, различные методы и формы: психогимнастика, танцевально-двигательные игры и упражнения, сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры у зеркала, театрализованные игры и др.

С детьми проводится работа, которая включает в себя различную деятельность по психоэмоциональному развитию, ознакомлению с эмоциями. Деятельность осуществляется фронтально, интегрировано, подгруппами, индивидуально, в форме специально организованных занятий, игр, упражнений и др.

Для развития эмоциональной сферы, кроме игровых, проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с тем, как и что переживали герои литературных, живописных, музыкальных произведений. Анализ результатов показал, что наиболее эффективными методами являются игровые: игровая психогимнастика, игровые импровизации, игры-имитации, танцевальные, двигательные игры и упражнения, театрализованные игры и т. д. Играя, дети раскрепощаются, становятся более контактными, как для взрослых, так и для сверстников.

Игры, упражнения и занятия, предлагаемые детям, помогают им преодолевать трудности и проблемы, которые возникают у них, способствуют развитию и регуляции эмоций, у детей повышается уровень развития психических процессов, нежелательные формы поведения проявляются реже, появляется способность выполнять виды деятельности, которые ранее были им недоступны.

Театрализованные игры вызывают положительное отношение к партнёрам по игре, к игре как деятельности, способствуют осознанному восприятию эмоций персонажей и осознанному отношению к их поступкам в процессе принятия роли, обогащают лексику за счёт слов, обозначающих эмоциональные состояния. Работа в данном направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет сказать: «Как прекрасен этот мир! »