В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому мы предоставляем возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Задачи:
- Расширять представления о растениях (деревьях).
- Развивать познавательный интерес.
- Формировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.
- Определять стадии роста деревьев и роли человека в их выращивании.
- Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
- Сформировать познавательный интерес к миру растений.
- Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.
- Планируемые результаты.
- Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления). Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности. Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей. В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям. Сплочение детей, родителей и воспитателей.
Тема: «Экологическая тропинка в ДОУ»;
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
Образовательные области:
Физическая культура
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
Здоровье
Сформировать элементарные навыки личной гигиены; навыки поведения во время еды. Дать начальное представление о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Рассказать о значении утренней гимнастики, закаливания организма и соблюдении режима дня.
Социализация
Развить умение договариваться с партнерами, во что играть, подчиняться правилам игры. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Труд
Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
Безопасность
Закрепить знания о элементарных правилах поведения в детском саду и других местах (на улице, в транспорте); правила дорожного движения.
Познание
Закрепить умение работать в коллективе; Развитие элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира.
Коммуникация
Закрепить умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Чтение художественной литературы
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
Развитие интегративных качеств:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры Соблюдает элементарные правила поведения во время еды за столом. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает от пользе утренней зарядки, физических упражнений. Начинает проявлять умение заботится о своем здоровье
Любознательный, активный:
Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, исследовательской деятельности
Эмоционально отзывчивый:
Эмоционально тонко чувствует переживания взрослых, детей, персонажей
Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям
Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
Игровое взаимодействие сопровождает речью
Речь становиться главным средством общения
Может сочинить оригинальные последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым
Умеет делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации
Проявляет желание поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять
Конфликты улаживает с помощью речи
Понимает что надо заботиться о младших
Соблюдает элементральные общепринятые правила поведения в детском саду, на улице
В повседневной жизни, сам без напоминания взрослого пользуется «вежливыми словами»
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
Владеет элементарными навыками самообслуживания
Ориентируется в окружающем пространстве
Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения
Умеет быстро находить интересное занятие для себя
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
Имеет навыки организованного поведения в детском саду, на улице, дома
Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого
Способен сосредоточенно действовать в течении 15-20 минут
Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений
Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками
Овладевший необходимыми умениями и навыками;
Предварительная работа
Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
Стенд «Экологическая тропа»
Деревья (хвойные, лиственные). По этой теме мы создали гербарий и сложили в отдельную папку, в последующем мы рассматривали каждый лист под лупой.
Кустарники. Садовые кусты. Очень понравилось собирать ягоды смородины и малины. С этими растениями мы познакомились на вкус.
Экологическая викторина
Физкультурно-оздоровительное занятие «В лес ходить – лес любить»
В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, стихи) и т.д.
Формы и методы работы с детьми
Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
Игровая форма занятий
Ознакомление с художественной литературой
выставка рисунков и поделок
Сюжетно-ролевая игра
Наглядная пропаганда
Экскурсии, наблюдения
Самостоятельная детская деятельность
Работа воспитателя с родителями и воспитателями
Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
Советы и рекомендации
Конспект занятия:
Физкультурно-экологический праздник в старших группах
«В лес ходить – лес любить»
Цель: закреплять навыки двигательной активности, полученные на физкультурных и музыкальных занятиях; формировать положительные эмоции, раскрывать творческие способности детей.
Задачи:
в игровой форме закреплять любовь к родной природе;
развивать интеллектуальные способности детей;
развивать быстроту, ловкость, внимание;
воспитывать коммуникативные качества.