Игры для развития речи дома

OLYMPUS DIGITAL CAMERA«Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Подготовил учитель-логопед  Шаметова Т.И.

Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней. Поэтому, для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот что необходимо ребенку. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки  письма. Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.:

1. «Слово на ладошке».  Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?»  Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый — … дом, помидор.  Зимняя — … одежда, рыбалка.

Домашнее — … печенье, задание.

3. Скороговорки — языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

4. «Общие слова».

Ребенок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен — это…

5. «Четвертый лишний».

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза — роза — нарцисс — гвоздика

6. «Посчитай». Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.

7. «Скажи наоборот».

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот». Существительные: смех — …, лето — …, день — …, холод — …, север — … и т.п. Глаголы: пришел — …, нырнул — … Прилагательные: широкий — …, маленький — …, богатый — … и т.п. Наречия: далеко — …, высоко — …

8. «Подбери слово».

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

9. «Большой — маленький».

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка — ложечка,  стул — стульчик и т.д.

10. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: «Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

11. «Назови, какой…».

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т.д.

12. «Подбери слово». Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ, ромашка — …

13. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе №8 компенсирующей направленности.

Тема: «Гласные звуки». На данном занятии решались следующие задачи:

  • закрепить понятие «гласный звук»;
  • продолжать обучать детей проводить анализ и синтез звуков;
  • продолжать развивать мелкую, артикуляционную ,общую моторику;
  • воспитывать  самостоятельность, чувство товарищества.