Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи и грамоте:
- понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;
- обобщать явления природы в единое целое;
- согласовывать окончания существительных, прилагательных;
- использовать в речи слова с суффиксами (уменьшительные, ласкательные);
- образовывать формы родительного падежа;
- согласовывать числительное с существительным;
- подбирать однокоренные слова с использованием пиктограмм;
- составлять описательные рассказы по схематическим изображениям; определять и воспроизводить логику описательного рассказа по картинкам;
- составлять загадки, выделяя существенные признаки, опираясь на символы;
- правильно произносить гласные, согласные звуки;
- использовать предлоги в речи;
- координировать речь с движением.
Ход занятия. Орг. момент:
В: — Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь!
В: — Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите –письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?
Письмо: Дорогие ребята! Я — весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись. Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.
В: — Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей)
В: — Вы хотите помочь солнцу?
Д: — Да.
В: — Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.
1 часть
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает
на картинку с изображением сосульки.
Дети подходят к этому месту.)
В: — Ребята, угадайте, что согрел солнечный луч?
Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной.
Д: — Сосульку.
В: — А как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки?
Д: — Весенняя капель.
В: — Послушайте внимательно, как капает капель (грамзапись).
В: — Предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с хлопками, мальчики с притопыванием.
Ритмический рисунок: Кап-кап-кап, кап-кап, кап-кап-кап; кап.
В: — Молодцы ребята, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли, идем дальше.
2 часть
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением проталины).
В: — Что согрел солнечный луч? (весеннюю проталину). А что это такое? (место, где стаял снег и открылась земля). Угадайте, какие цветы первыми выросли на проталине?
Первым вылез из землицы на проталине,
Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник).
Д/И: «Один — много». (одуванчик – много одуванчиков…)
В: — Молодцы, можем отправляться дальше.
3 часть
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит на волнистую дорожку на полу)
В: — Ребята, угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка (ручей).
В: — Назовите ласково наш ручей.
Д: — Ручеек, ручеечек.
В: — Давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)
К ручейку мы все спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
В: — Ребята, смотрите камушек. Поиграем?
Камушек друг другу передай,
Что делает весенний ручеек называй!
Д: — Бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течёт, искрится.
В: — Я предлагаю вам карточки-символы, по которым вы сейчас придумаете загадку про ручеек.
«Бежит, но не время (не спортсмен).
Освежает, но не ветер (не дождь).
Прозрачный. Но не стекло.»
В: — Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.
4 часть
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением скворечника)
В: — Ребята, кого согрел луч в этом домике?
Д: — Скворца.
В: — А как вы догадались?
Д: — Потому что этот домик называется скворечник.
В: — Послушайте, как поет скворец (грамзапись)
Расскажите, что вы знаете про эту птицу (Дети описывают птицу по схеме)
В: — А каких перелетных птиц вы еще знаете?
Д: — Грач, ласточка, лебедь и т.д.
В: — Молодцы, еще один луч нашли.
В: — Ребята, хотите поиграть с огоньком?
«Огонек, огонек, поиграй с ребятами, дружок!»
(В. светит огоньком в разные стороны групповой комнаты
и на предметы – под столом, на стуле…)
5 часть
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В: — Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Д: — Медведь.
Какие слова-родственники вы знаете?
(Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья)
В: — Молодцы, вот и еще луч.
6 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на плакат с изображением деревьев)
В: — Что согрел этот луч?
Д: — Деревья.
В: — А чего не хватает на деревьях?
Д: — Не хватает листьев.
В: — Ребята, подарим нашему дереву листья. Первому дереву — картинки, где первый звук гласный, второму дереву — картинки, где первый звук твердый согласный, и 3 дереву — картинки, где первый звук мягкий согласный.
(Дети берут листик с картинкой и приклеивают на ветви деревьев).
В: — Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, и еще один луч нашелся
В: — Молодцы, вот и еще луч.
7 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на карточки УМК с изображением
явлений в живой и неживой природе.)
(Дети составляют рассказ.)
В: — Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.
Солнышко благодарит всех нас за то, что нашли все лучики, и что-то говорит нам, хотите узнать?
Игра «Геоконт» графический диктант — слово «СПАСИБО»
В: — Итак, наше путешествие закончилось.