Консультация для родителей «В магазин с ребёнком!»

Консультация для родителей подготовлена
педагогом-психологом Т.Г. Панькиной

Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик .

Детское «Купи!» вызывает целую бурю необъяснимых эмоций у взрослых. Родители готовы назвать своих чад попрошайками, жадинами, бессовестными транжирами даже за просьбу купить мелочь, вполне доступную семейному бюджету.

Или наоборот, испытывают такое необъяснимое чувство вины перед ребенком, что готовы бежать в ближайший магазин за совершенно ненужной вещью…

Почему же так много эмоций вызывает это простое «Купи!»? Почему столько гордости звучит в голосе родителей, которые могут сказать: «Мой ребенок никогда не выпрашивает!»? Почему мамы иногда готовы отшлепать малыша, а иногда – купить все, что угодно, только чтобы замолчал? Словом, почему дети так отчаянно требуют: «Купи!» – а взрослые так настойчиво (а иногда тоже отчаянно!) борются с этими требованиями?

Наверное, и родители, и дети чувствуют, что за сценами возле прилавка скрываются более важные человеческие проблемы, о которых дети еще не умеют говорить словами. И отчаянные эмоции касаются вовсе не конкретной вещицы, а отношений между взрослыми и детьми в семье, а может быть, и отношений между самими взрослыми…

С помощью этой статьи мамы и папы, бабушки и дедушки могут со всей серьезностью попробовать разобраться, чего же хотят их дети, когда требуют, чтобы им что-то купили. Ведь, разобравшись, любящие взрослые обязательно поймут ребенка и научат его выражать свои чувства, управлять своими желаниями и использовать магазины «по назначению».

Пять ситуаций, в которых ребенок наверняка скажет: «Купи!»

Есть ситуации, которые невольно провоцируют ребенка на просьбу что-нибудь купить. Этот факт не зависит от количества игрушек дома у ребенка или от того, сыт он или голоден. Этот факт не характеризует ребенка как жадного или попрошайку.

Просто некоторые ситуации вынуждают почти каждого ребенка сказать: «Купи!»

Например:

  • мама и папа зашли в супермаркет и долго стоят около полок, на которых, прямо на уровне рук ребенка, лежат завернутые в симпатичные обертки небольшие пакетики со сладостями;
  • мама встретила в магазине подругу и долго с ней разговаривает среди полок, стеллажей и прилавков;
  • ребенок встречает в магазине своего приятеля, радостно держащего только что купленную коробку с конструктором;
  • вся семья приходит в магазин, чтобы купить подарок ко дню рождения, например, ДРУГОМУ ребенку;
  • в присутствии малыша подарок получает другой ребенок, да еще все взрослые вокруг расхваливают этого ДРУГОГО ребенка и рассказывают друг другу, как приятно делать такому хорошему ребенку такие замечательные подарки и т. д.

Это «и т д.» означает, что каждой семье, каждой маме и каждому папе наверняка известны ситуации, когда именно их ребенок обязательно скажет. «Купи!»

«Я всегда внутренне настраиваюсь на борьбу, когда иду в большой магазин, в котором есть отдел игрушек, со своим сыном. Не было еще ни разу, чтобы, зайдя в магазин, он не сказал: «Я пойду смотреть игрушки!» Я всегда говорю ему: «Только смотреть?» Он говорит: «Честное слово, только посмотрю!» И каждый раз прибегает со словами: «Мамочка, там такая машинка, она стоит очень мало! Ты не покупай мне ничего, только эту маленькую машинку! Ну пожалуйста!» Я просто не знаю, что с ним делать. Вроде бы и машинку действительно можно и купить, но нельзя же каждый раз! Хоть в магазин с ним не ходи!»

Действительно, стоит ли лишний раз провоцировать малышей? Ведь если в семье известны ситуации, когда ребенку будет трудно удержаться от просьбы, а родителей по какой-то причине эта просьба будет сердить, нужно ли лишний раз попадать в такие ситуации?

«Иногда мы спорим с мужем из-за сына. Я говорю, что мне гораздо спокойнее, когда муж с сыном погуляют, пока я сбегаю в магазин. Это будет гораздо быстрее и приятнее всем, потому что мы часто ссоримся в магазинах, если сын начинает что-то просить. Но муж считает, что тем, что мы не будем его брать за покупками, проблему не решить. Он говорит, что нужно учить ребенка знать счет деньгам, думать не только о себе, но и о других и терпеть, если тебе отказывают. Но разве всему этому ребенок не научится в будущем, когда у него будут свои карманные деньги или когда он сам будет ходить в магазин? Или тогда, когда поймет, откуда вообще берутся деньги, – ведь ему всего 4 года!»

Воспитывать в ребенке выдержку – важное дело. Однако, воспитывая выдержку, стоит учитывать один жизненный закон, который легче всего описать такой нехитрой формулой.

Представим себе, что есть ребенок, у которого хватает терпения на X неприятных обстоятельств. В трудной для себя ситуации он может ОЧЕНЬ постараться и потерпеть еще Y обстоятельств. Но если взрослые слишком требовательны и слишком многого от него ожидают, то они могут предложить ему не X + Y, которые он готов потерпеть, а сверх того еще и Z ! И вот эти X + Y + Z ребенок уже вынести не может! И он становится «капризным» и «непослушным»!

Фразы, которые «не работают» на пользу ребенку

«Каждый раз, собираясь в магазин, я заранее начинаю договариваться с дочкой, что я ее с собой возьму, если она будет ходить по тем отделам, которые нужны мне, и не будет ничего выпрашивать. А когда я ей потом напоминаю, что мы же договаривались, она начинает говорить: «Ну мамочка, ну я же не знала, что тут такое будет! Ой, ну пожалуйста! Честное слово, больше ничего не попрошу!» В общем, все опять по новой… »

Для того чтобы избежать лишних просьб и как-то пережить период детского «Купи!», взрослые часто стараются апеллировать к совести, разумности и ответственности ребенка. Мамы и папы говорят фразы, которые очень расстраивают ребенка, напоминая ему, насколько он еще слаб и малодушен.

Расстраиваясь, ребенок, тем не менее, порой не может себя остановить, потому что действительно испытывает детскую слабость к обилию интересных, красивых и вкусных новых вещей. Получается, что, стараясь воспитывать в ребенке зрелое качество совестливости и силы воли, взрослые порой невольно вынуждают его чувствовать себя бессовестным и слабовольным.

Вот эти «коварные» фразы:

  • «Ты же обещал, что ничего не будешь просить, как же я буду теперь верить твоему слову?»
  • «Что ты ноешь, как девчонка! Здоровый парень, а не может потерпеть!»
  • «Как тебе не стыдно, мы ведь пришли за подарком для твоего друга, неужели ты такой жадина, что не можешь выбрать подарок, ничего не выпросив для себя!»
  • «Опять тебе «купи!»! Ты что – один в семье? Может, твой брат тоже хочет, но он же молчит!»
  • «Воспитанные дети не ноют в магазине!»
  • «Вот будешь сам зарабатывать, будешь покупать все, что тебе захочется!»

Нельзя сказать, чтобы эти фразы не оставляли следа в душе ребенка. Наоборот, они очень впечатляют и задевают. И часто они помогают взрослым: пристыженный ребенок действительно начинает меньше просить. Вот только ребенку они совсем не помогают: стыд не успокаивает желание, а только заставляет скрывать его и стесняться.

Подход, которого стоит избегать

Многим взрослым знакома такая ситуация: пережив в очередной раз скандал с ребенком по поводу какой-то покупки, мамы и папы говорят себе: все, в ПОСЛЕДНИЙ РАЗ мы пошли у него на поводу, теперь мы будем твердыми, и никаких бессмысленных покупок!

И действительно, услышав очередное «Купи!», родители строго говорят: «Нет!» – и держатся этого своего решения… минут пять. В крайнем случае – десять, в зависимости от громкости отчаянного крика их ребенка.

Когда ребенок устраивает демонстративную истерику, родительские нервы не выдерживают, и мамы с папами (а также бабушки с дедушками) строго говорят: «Все, это в ПОСЛЕДНИЙ РАЗ!» – и… опять покупают своему орущему чаду очередную машинку (шоколадку, бантик, чашечку, шнурочек и т. д. и т. п.).

«Я знаю, что это неправильно, но я просто не выдерживаю. Сын начинает так громко кричать, когда я говорю «Нет!». Я это уже знаю и каждый раз настраиваюсь – не буду обращать внимания, «Нет!» – и все. Потом начинаю объяснять, потом – уговаривать. А он «увеличивает громкость» так, что и не слышит, что я ему говорю. Люди оглядываются! Обязательно находится какая-нибудь «добрая тетенька», которая скажет: «Не плачь, мама сейчас купит!» И какая-нибудь «злая тетенька», которая скажет: «Как не стыдно, я сейчас тебя заберу и отведу к директору магазина» и т. д. Сын орет еще больше. Стыдно ужасно. И я сдаюсь. Только пусть замолчит. Фу, даже от рассказа начинаю нервничать… »

Многие дети очень хорошо знают о нерешительности и стыдливости своих родителей. Они интуитивно чувствуют, что для мамы или папы мнение окружающих значит очень много, и играют на этом качестве родителей.

Когда мы видим, что взрослые люди пользуются слабостями других людей для собственной выгоды, мы говорим – они манипулируют окружающими. Дети еще не знают, что такое «манипулировать», но интуитивно они именно это и делают, и у них это хорошо получается!

Дети экспериментируют со своими способностями влиять на людей и добиваться своего. Это важно для их будущей жизни. Однако так же важно, чтобы они научились добиваться своей цели не манипуляциями, а переговорами и убеждением. Так же важно, чтобы они умели принимать возражения и отказ.

Колебания родителей под действием манипулятивного поведения вредны для самого ребенка – они закрепляют в нем навыки манипуляций вместо того, чтобы развивать более взрослые и зрелые способы достижения цели.

Легче всего поддаются на манипуляции детей в общественных местах взрослые, для которых очень важно мнение окружающих, то есть те мамы и папы, которым может быть СТЫДНО перед другими людьми.

Как найти «работающие» фразы и действия

Родители по-разному справляются с переживаниями по поводу несдержанного поведения своих детей: одни становятся слишком строгими и «никогда не потакают капризам»; другие готовы извиняться перед ребенком, обещать покупки в будущем, взывать к благоразумию малыша.

Однако чаще всего помогает простое правило: услышав требование «Купи!» от своего ребенка, взрослому надо постараться принять ДЛЯ СЕБЯ решение: «Хочу я это покупать сегодня и сейчас или нет».

Если мама или папа (бабушка или дедушка) решили, что покупка возможна, – стоит покупать сразу, без споров и условий, если же решено, что покупка не состоится, – нужно честно и твердо сообщить об этом ребенку и … готовиться выдержать любые истерики.

Впрочем, опыт показывает, что дети в ответ на твердое обдуманное «нет» устраивают истерики только первые несколько раз, пока они еще не уверены в том, что папа и мама не собираются менять своих решений. Потом дети быстро привыкают к однозначности родительского поведения.

Кстати, тот факт, что родители не только отказывают решительно, но и делают покупки по просьбе ребенка тоже решительно, без упреков и условий, очень помогает детям переносить «несправедливость» отказов.

Однако проблема состоит иногда именно в том, что дети, эмоционально и настойчиво выражая свои интересы, просто не дают родителям времени подумать и принять свое решение. Получается, что взрослые сердятся порой не только за то, что дети вынуждают их делать то, чего они не хотят, но и за то, что их застали врасплох. А это означает, что папам и мамам нужно найти возможность дать себе «тайм-аут» для размышлений.

Вот пять фраз, которые помогут взрослым

обеспечить себе «минутку тишины»:

  • «Мне тоже нравится эта кукла (машинка, конфетка, кораблик, пылесос…). Давай пройдем по магазину, а я подумаю, сможем ли мы это сегодня купить».
  • «Это интересная вещь, но я не уверена, хватит ли у нас денег на все нужные покупки. Подожди, я посчитаю и решу, покупать или нет».
  • «Да, это хорошая штука, но в магазине так много других хороших вещей, что я не знаю, именно эту купить или какую-то другую».
  • «Что-то мне не очень хочется это покупать, почему тебе это нравится? Расскажи, а я подумаю…»
  • И даже совсем откровенно: «Я не знаю, покупать тебе это или нет. Дай мне пять минут – я подумаю».

Детям (как, впрочем, и всем другим людям) нравится, когда к ним относятся с уважением. Серьезное, без насмешек и упреков, рассмотрение просьбы может иногда оказаться для ребенка важнее, чем приобретение конкретной вещи.

«Однажды я попробовала сказать дочке, что то, что она просит, – довольно симпатичная вещь и я сейчас, пока хожу по магазину, подумаю, покупать или нет. Речь шла о коротенькой кофточке с блестящими цветочками. Пока мы ходили по магазину, дочка без умолку щебетала о том, как модно сейчас ходить в таких кофточках, как красиво это смотрится на ее подружках, о том, что почти у всех девочек в классе такие есть… Я не возражала, делала покупки и уже смирилась с тем, что придется купить эту кофточку, раз у всех есть: я же не хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя ущербным. А дочка вдруг сказала: «Вообще-то я не очень хочу быть как все, может, найдем мне что-то посимпатичнее, если ты разрешаешь мне что-нибудь себе купить?» Для меня это было большой неожиданностью: я уверена, что, если бы я стала сопротивляться, она бы начала настаивать, и эта кофточка наверняка была бы куплена и валялась у нас в шкафу. А так – мы в тот день ничего дочке не выбрали (хотя я была настроена на покупку и радовалась, что моя девочка приняла разумное решение). Через несколько дней мы специально пошли за обновкой для нее и нашли действительно симпатичную вещь, причем оказалось, что у нас довольно похожие вкусы.»

Дети не всегда говорят: «Купи!» – желая приобрести конкретную вещь. Причины того, что малыш (да и ребенок постарше) начинает просить и даже требовать, очень разнообразны. Именно поэтому иногда, даже купив ребенку требуемую вещь, взрослые не удовлетворяют желания ребенка: он может продолжать просить что-то еще, или небрежно обращаться с «такой желанной» вещью, или вовсе начать топать ногами и кричать, что он вовсе и не это хотел.

«Иногда между мной и моим четырехлетним сыном возникает ситуация полного непонимания. Например, идем гулять, кого-то встречаем, разговариваем, играем… Вдруг он начинает просить: «Пойдем в тот магазин, купим мороженое». Я говорю: «Давай купим мороженое в этом киоске (он ближе)». Сын отвечает, что тут нет такого, какое он хочет. Я спрашиваю: «А какое ты хочешь?» – «Шоколадное». Я подхожу к киоску, покупаю шоколадное мороженое, даю ему. И вдруг он начинает топать ногами и кричать: «Не хочу я твое мороженое!» Он может ударить меня по руке, однажды даже отшвырнул мороженое. Я тогда его, конечно, наказала. Но так и не поняла, что это значит. Но главное – эти странные истерики периодически повторяются, и я совершенно беспомощна: заканчивается все это руганью и даже шлепками по попе, хотя я понимаю, что это не метод.»

Необычные ситуации подсказывают взрослым, что ребенок не всегда просит именно то, что хочет. И для того, чтобы найти самый верный подход к требованиям ребенка, взрослым бывает полезно разобраться, а чего же НА САМОМ ДЕЛЕ хочет их ребенок, когда «хочет» что-то купить.

Для каждого ребенка очень важно чувствовать себя «хорошим». Это чувство с годами превратится во внутреннее представление о себе, которое взрослые называют самооценкой. Однако маленькому ребенку очень трудно (на самом деле – почти невозможно) оценить себя.

С самого рождения и, по крайней мере, до школы ребенок старается понять, какой он человек, внимательно вглядываясь в лица самых важных для него взрослых и прислушиваясь к их словам о нем.

Вот как ребенок понимает, что он хороший:

  • мама смотрит на него смело, открыто и с удовольствием;
  • мама и папа слышат его вопросы и стараются сразу на них ответить;
  • родители иногда покупают ему что-то приятное просто так, без специального повода;
  • родители желают ему «спокойной ночи» и говорят «с добрым утром!»;
  • вся семья вместе с сыном или дочкой ходит в гости, кино, кафе и принимает друзей у себя дома;
  • родители находят возможность и немного времени каждый день, чтобы что-то сделать вместе со своим ребенком.

А вот наблюдения ребенка, которые заставляют его сомневаться в себе и думать, что, наверное, он не очень-то хорош:

  • взгляд мамы часто бывает укоризненным, оценивающим или сердитым, мама вообще не очень любит смотреть на него;
  • то, что он говорит, родители не слышат или слишком заняты своим разговором, чтобы ответить ему;
  • когда мама и папа идут в гости, они всегда стараются его оставить с бабушкой, няней или одного дома; – родители любят, когда он сам быстро ложится спать;
  • подарки он получает только к некоторым праздникам и то, если их «заслужит»;
  • у родителей совсем нет времени для того, чтобы что-нибудь сделать вместе с ним;
  • в наказание с ним не разговаривают, или оставляют одного в комнате, или говорят: «Уходи, чтобы я тебя не видела!»

Когда мама отказывает в покупке ребенку с достаточно хорошей самооценкой и достаточно прочными и близкими отношениями с родителями, он думает: «Подумаешь, сегодня отказала – завтра что-нибудь купит, может, у нее и правда сегодня нет денег!»

Когда мама отказывает в покупке ребенку, который не уверен в том, что мама и папа им довольны, который не верит, что он – молодец всегда или почти всегда, ребенок думает: «Она не покупает, потому что сердита на меня, наверно, я что-то сделал не так, наверно, она знает про меня что-то нехорошее…»

Всегда ли ребенок хочет именно то, что просит?

«Купи мне хоть что-нибудь!»

Взрослые сердятся, когда ребенок говорит: «Купи мне что-нибудь!» Они начинают выяснять, чего именно хочет ребенок. И, если ребенок так и не сможет ничего толком сформулировать, просто отказывают в покупке. Они так и говорят: «Раз ты не знаешь, чего хочешь, значит, тебе ничего не нужно».

Не будет преувеличением сказать, что они и правы и не правы одновременно. С одной стороны, ребенку в этот момент действительно ничего не надо – ничего, что можно было бы КУПИТЬ за деньги в магазине.

Но, с другой стороны, ребенку именно сейчас надо нечто, что невозможно описать словами: немного поддержки или немного сочувствия, немного внимания или немного поощрения.

Это вовсе не означает, что ребенок обездолен, заброшен и несчастен. Просто у каждого человека в повседневной жизни бывают минуты, когда ему хочется немного больше душевного тепла. И каждый, кто вспомнит тот очевидный факт, что первая забота и любовь приходит к человеку вместе с совершенно материальной вещью – маминым молоком, совсем не удивится, что купленная в магазине мелочь, неважно какая, может быть проявлением именно этой душевной теплоты.

Вещи часто имеют для людей гораздо больше смысла, чем вложено в их функциональное предназначение. Для детей это тем более значительно, ведь они совсем недавно получали заботу именно в ее материальном воплощении: чистые пеленки, красивые игрушки, подходящая еда.

Проходит время, и все больше чувств ребенок сможет выражать словами и принимать в словесном выражении, но в некоторые моменты он по-прежнему будет говорить на детском языке: «Купи!»

Несмотря на то что у каждого ребенка бывают моменты, когда он просит купить «что-нибудь», слишком частое повторение именно такой просьбы должно насторожить.

Это может означать, что:

  1. Ребенок совсем не умеет самостоятельно принимать решения. Он привык к тому, что «мама все лучше знает» и «взрослые всегда правы», и даже при выборе удовольствия для себя готов принять то, что ему предложат;
  2. Ребенок действительно чувствует себя одиноко – родители, возможно, слишком заняты, чтобы обратить на него внимание. Ему почти безразличны его собственные интересы, он хочет хоть ненадолго попасть в зону интересов папы и мамы, заставить их думать о нем и решать что-то за него и для него.

Для ребенка является проблемой говорить о своих чувствах и переживаниях словами. Он просто не привык рассказывать, делиться впечатлениями, эмоциями. В радостные или грустные моменты своей жизни вместо того чтобы рассказать маме, что его волнует, он просто стремится привлечь ее внимание, чтобы она эмоционально побыла рядом с ним, просто задерживает ее около себя привычным детским способом.

«Купи!» как признак надежды на хорошие отношения

Ребенок, который по тем или иным причинам не находит общего языка с родителями, часто не может рассказать им о своих переживаниях.

Он не сможет рассказать маме и папе, что ему обидно, когда они все делают вместе, а про него «забывают»: вместе решают, что купить; вместе уходят на работу; обсуждают знакомых; ходят в гости, в кафе или в кино.

Не каждый ребенок сможет откровенно поделиться с родителями и переживаниями по поводу отношений в школе, а тем более – в садике. Ребенок опасается, что его переживания могут показаться взрослым глупыми и недостойными обсуждения, и мама с папой посмеются и не поддержат, а возможно, даже поругают его.

Маленькому человеку очень нужно делиться этими радостями и огорчениями, получать одобрение и поддержку. Если же ребенку не удается получить утешение и одобрение от родителей «взрослым» способом – способом разговоров, обсуждений, жалоб и споров, он возвращается к «детскому» способу вещественного подкрепления родительской любви и ласки.

Постоянно повторяющееся настойчивое «Купи!» – это своего рода сигнал «SOS», который ребенок посылает родителям в надежде на то, что они поймут его и помогут изменить ситуацию. Этот сигнал означает, что повзрослевшему ребенку трудно общаться с родителями, не хватает времени или он боится их критики.

Это значит, что самым лучшим временем в общении с родителями для него было то время, когда главной в отношениях была непосредственная забота родителей о его питании, игрушках и одежде.

А теперь, когда он подрос и все важнее становятся отношения дружбы, сотрудничества, уважения и душевной заботы, он не понимает, как строить отношения с занятыми и увлеченными другими заботами родителями. Вот ребенок и стремится «остановить» время и вести себя как тот малыш, которому было хорошо с заботливыми родителями.

Может ли копилка спасти от просьб о покупке?

Для того чтобы дети меньше просили непредусмотренные семейным бюджетом покупки, мамы и папы иногда предлагают сыновьям и дочкам накопить деньги и самим купить то, что они хотят.

Однако, подарив сыну или дочке симпатичную керамическую игрушку с прорезью для монетки и организовав процесс накопления, взрослые иногда с удивлением замечают, что:

Во-первых, это совершенно не мешает детям что-то просить; кроме того, теперь дети просят еще и деньги;

Во-вторых , и это самое удивительное для взрослых, накопив какую-го сумму, на которую вполне можно было бы купить какую-то интересную и полезную вешь, дети вдруг проявляют странную нерешительность: они не могут выбрать, на что же потратить эти деньги, а потом вдруг делают такие бессмысленные покупки, что взрослым становится даже обидно за неразумность и непрактичность своих чад.

Копилка не может служить спасением от просьб ребенка о покупках по одной простой причине: копилка предполагает, что ребенок, который собирает деньги, хочет САМ о себе позаботиться – накопить, выбрать, купить, похвастаться своим выбором. А ребенок, который просит: «Купи!» – хочет, чтобы заботу о нем проявили ДРУГИЕ!

Справедливости ради надо заметить, что иногда эти два желания соседствуют в одном ребенке: он с удовольствием распоряжается собранными с помощью копилки (или выданными на карманные расходы) деньгами и с таким же удовольствием получает выпрошенные у мамы в магазине игрушки. Но все-таки чаще хотят иметь карманные деньги, копить их и покупать что-то самостоятельно дети, которые не так уж и часто и настойчиво требуют: «Купи!»

Покупки и оценки

Многие приятные и полезные покупки люди делают к праздникам. Это добавляет радости такому дню и делает его практически незабываемым. Стиральная машина – к новоселью, новая мебель – к Новому году, модное платье – к отпуску и так далее…

Точно так же мамы и папы относятся к возможности что-то купить для своего ребенка. Они стараются сделать так, чтобы не только сама вещь появилась в доме, но и впечатление, произведенное на ребенка ее покупкой, стало ярким и радостным. Велосипед – к окончанию учебного года, мобильный телефон – к первому сентября, новое платье – ко дню рождения любимой тети, аквариум – в честь первого урока биологии и так далее.

Ребенок, потребовавший купить какую-то вещь, довольно часто терпеливо и даже с удовольствием ждет того радостного события, в честь которого ему пообещали эту вещь купить. Он способен ждать месяцами, и самое важное здесь – не обмануть: обещали купить роликовые коньки к первому мая – надо покупать.

Одним словом, обещанная покупка и выполненное обещание способны сделать любой праздник еще праздничнее.

Однако иногда взрослые не просто переносят покупку поближе к празднику, но и ставят ее в зависимость от определенных обстоятельств. Например, «велосипед купим к концу учебного года, но только если закончишь год на «отлично»; или: «магнитофон купим к Новому году, но если не будет замечаний по поведению в школе»; или: «этот конструктор купим к приезду бабушки, но только если будешь каждый день убирать в своей комнате».

А иногда родители и вовсе ставят покупку в полную зависимость от поведения, оценок и успехов ребенка, да еще и упрекают, если этих успехов нет: «О каком компьютере может идти речь, если у тебя тройка по географии!», или «Как тебе не стыдно просить новое платье, если у тебя такой беспорядок в шкафу!», или «Вот научишься аккуратнее обращаться с игрушками, тогда и будешь просить новый танк!».

Родители хотят таким образом стимулировать активность своих детей. Однако далеко не всегда такая зависимость покупок от успехов ребенка и результатов его труда оказывается действенной и выполняет свою «воспитательную функцию», как этого ожидают родители.

Все зависит от того, насколько сам ребенок чувствует себя самостоятельным.

Если он:

  • активно общается со сверстниками;
  • может придумывать и затевать разные игры;
  • любит участвовать в соревнованиях, конкурсах, концертах;
  • не боится проигрывать, но всегда старается выиграть;
  • не боится контрольных работ и любит школьные олимпиады,

скорее всего, обещание желанной покупки взамен хорошего результата какого-нибудь дела действительно станет важным стимулом для усиления активности ребенка.

Если же ребенок:

  • не очень уверенно входит в контакт со сверстниками;
  • стесняется выступать перед другими и не любит соревнований;
  • нуждается в поощрении и поддержке родителей для выполнения своих дел;
  • сильно огорчается, когда проигрывает, и не любит игр, в которых может проиграть,

то, скорее всего, обещание купить что-то в качестве награды за успех в каком-то деле прозвучит для ребенка как упрек в беспомощности и неуспешности. Сам ребенок может думать: «Я никогда не смогу этого сделать, значит, я никогда не смогу получить то, что я хочу, значит, я – неудачник».

В этом случае для поддержки активности ребенка полезнее не условие покупки и материальное вознаграждение, а похвала мамы и папы самым маленьким его удачам – красиво написанному слову, аккуратно убранной постели, самостоятельно решенному примеру, сыгранной партии в шашки и т. д.

Именно дети, которые не очень уверены в себе и своих хороших качествах, громче всех требуют: «Купи!» – потому что нуждаются в материальном подкреплении веры в то, что они любимы и ценимы родителями. Именно им совсем не полезно и даже вредно говорить: «Куплю, если ты сделаешь то-то и то-то» – потому что для них это звучит: «Буду любить, если ты сделаешь то-то и то-то». А ведь это так горько – думать, что самые дорогие тебе люди любят тебя только тогда, когда ты делаешь какие-то успехи!