Экологическая тропа на участке детского сада для детей младшей группы

Ход занятия

1. Организационный момент.
Подзываем ребят стихотворением.
Этим, теплым летним днем          Вместе мы гулять идем:
Мимо леса, мимо дома,                Мимо елки, мимо гнома,
Кто захочет – к нам иди –             Руку другу протяни.
Эй, ребята! Встанем в круг и посмотрим все вокруг.
2. Объявляем ребятам, что они следопыты, исследователи природы. Показываем схему маршрута. Определяемся, какой первый объект исследования и где он соответственно схеме находиться. Деревья ель и сосна (любые хвойные деревья).
Спросите у белки, и скажет она:  — Сосновая шишка отменно вкусна.
Спросите синицу – ответит синица,  Что с белкою можно вполне согласиться.
О шишках сосновых, добавлю вам кстати.  Хорошего мненья и сойка, и дятел.
Обсуждаемые вопросы
Чем ель и сосна похожи друг на друга?     Чем они отличаются?
Найдите шишки, рассмотрите их.     Найдите в шишках семена (если шишки зрелые).
Чем отличаются между собой зрелые и незрелые шишки?
Давайте возьмем их в групповую комнату и посмотрим, будут ли шишки меняться со временем?
Давайте сравним шишки, собранные нами давно, с теми, которые сейчас растут на дереве.
Чем они похожи?     Чем отличаются?   Чем похожи ель (сосна) и тополь (любое другое лиственное дерево)?     Чем они отличаются?
3. Игра: «Что лишнее».
Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и кусты) по отличительным особенностям внешнего вида. Послушайте и подскажите, что лишнее: сосна-береза-одуванчик; шиповник-ель-лиственница; ель-сосна-бархатцы.
4. Определяемся с объектом № 2 по схеме. Кусты.
На территории детского сада стоит годовалый кустик сирени с тоненькими стволиками и веточками.     Обсуждаемые вопросы
Это дерево или куст?      Есть ли такие же кусты на участке детского сада?
Можете ли вы определить, как оно называется?    Какие опасности ему грозят?
Что мы можем сделать, чтобы не дать ему погибнуть?
Можете ли вы представить, как оно будет выглядеть через год?
Через несколько лет?   Этот куст никто не сажал. Можете догадаться. Как он тут появился?
5. Игра «Я знаю»
Я знаю 4 названия кустов (или кустов и деревьев). Сирень – раз, шиповник – два, вишня – три, крыжовник – четыре.
6. Дерево – похоже на дом.
На первом этаже у ствола растет трава – мурава. Травянистые растения. Посмотрите на тропинку и асфальтированную дорогу, на трещинах которой растут отдельные кустики травы.
Обсуждаемые вопросы
Почему на асфальте не растет трава?
Как появились отдельные кустики травы? Она пробилась через асфальт, или в трещину попали семена и проросли?
Хорошо ли чувствуют себя здесь растения?
Где травке расти лучше и почему?
7. Игра «Беги к тому, что назову».
Цель: закрепить у детей элементарные знания о растениях. Береза, шиповник, сосна, сирень, рябина, лиственница.
8. Предложите ребятам взять ленточку и привязать на ограждение, рядом с тем объектом, который им запомнился и понравился больше всего. А мелком на асфальте нарисовать молодой кустик сирени таким, каким он станет через пять лет.