Ход занятия:
I Организационный момент.
(Воспитатель вносит Капельку). С показом презентации о воде в природе.(ИКТ)
— Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
Капелька подготовила для вас загадку.
Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
— Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
— Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
-Ребята, сегодня мы с вами и капелькой отправимся в путешествие
в Царство Воды,
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
-Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей).
— Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
-Итак, представьте, что вы учёные и мы будем проводить опыты.
Прошу пройти в лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории).
— Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, сахар, поваренная соль. Все это стоит у нас на столе.
— Положите в стакан с чистой водой соль или сахар. Помешайте ложечкой воду. Что стало с водой? Правильно, она растворилась.
— Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
— Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с сахаром или солью.
— В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей).
— Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
— Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.).
-Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
— Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой).
— А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой) Опыт
— Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).
-А сейчас поиграем с водой : «Что плавает ,а что тонет?. . Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).
V Обобщение и систематизация знаний.
— Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель).