Воспитатель :
«Я сорвала цветок, и он увял, я поймала мотылька, и он умер, и тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Воспитатель:
Дети, как вы понимаете эти слова (Ответы детей). Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать. А вы часто бываете в лесу (Ответы детей). Я сегодня предлагаю отправиться на прогулку в лес. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, начинаем с разминки.
-Что делает ёж зимой? (спит)
— Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)
-Лось теряет рога каждую зиму? (да)
— Ястреб хищная птица? (да)
-Кукушка хорошая мама? (нет)
— Камень относится к живой природе? (нет)
-Кувшинка растет в лесу? (нет)
-Какая трава самая горькая? (полынь)
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы — её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все — дети природы.
– Кто обитали леса ? Птицы пели задорно и весело. Послушайте (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
Ребенок: (читает стихотворение)
— Я — лес! Я — в беде! Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня. Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу. Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым! Очнитесь, люди!
Воспитатель: Почему в лесу никто не живет?
Дети: Человек разрушил жизнь леса.
Воспитатель: Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Воспитатель: Конверт №1. Задание «Угадай по описанию»
Ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, некоторые из них растут на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.
— Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
— Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).
— Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).
— Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа)
Воспитатель: Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Воспитатель: Конверт №2: Задание «Экологический»
Надо закончить предложение:
— Что будет, если прольется нефть в реку или в море….
— Что будет, если вырубить лес….
— Что будет, если уничтожить хищных птиц….
— Что будет, если осушить водоемы…
Воспитатель:
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Дети: Не хватает птиц и зверей
Воспитатель: Следуем дальше! У нас с вами конверт №3 «Задание»
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)
2. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса).
4. Вьется веревка, на конце головка (змея).
На столе у вас лежат конверты. Достаньте из конвертов картинки. Внимательно посмотрие и подумайте кто лишний и почему?, (Ответы детей)
Воспитатель: Вот, оказывается, как трудно решать экологические проблемы. Мы славно потрудились, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он произносит одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Играющие должны изобразить того, кто обитает в этой среде. При слове «огонь» все должны прыгать на месте. Сюжет повторяется 3-4 раза.
Заддание:№4 Воспитатель: Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. И в водоемах резвятся водоплавающие. (Собери картинку и назови кто это?)
Все животные благодарят нас за помощь.
Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.
Задание: Охрана природы
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Воспитатель: На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
(Работа с природоохранительными знаками.)
Итак, что нельзя делать в лесу
• Не лови красивых насекомых.
• Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
• Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
• Не жги костры
• Не рви цветы
• Не руби деревья
• Не ломай ветки
• Не ломай ветки
• Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Воспитатель: Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит:
Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.
Не разрушайте природы дом,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.