Содержание организованной деятельности детей:
Организационный момент (психогимнастика) — звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Наступил новый день.
Мы пришли в наш любимый детский сад.
Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.
Все, мне руки покажите и ладони разотрите.
Руки друг другу протяните. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы, мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).
А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)
Посмотрел налево, посмотрел направо
Посмотрел вверх, посмотрел вниз
Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик
Сюрпризный момент
(Слышат какое-то шевеление за ширмой)
Воспитатель:- Что за странный звук? Ой, ребята, кто это? (зайчик) (Зайчик шепчет что-то на ушко воспитателю)
3. Сообщение темы
В:-Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я предлагаю вам послушать эту сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
Речевая разминка: — Чтобы попасть в сказку, повторяйте за мной волшебные слова:
Ра-ра-ра- в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги- нам, зайчонок, помоги (идут по дорожке)
Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ-топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ.
(дети садятся на стульчики)
Просмотр русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении рассказывания текста сказки воспитателем).
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Беседа по содержанию
Воспитатель: Ребята, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)
От чего это происходит? (От неизвестности)
Вспомните, какими словами начинается сказка? (Жили-были)
(Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя,почему так названы герои:
Бабушка-старушка, потому что старенькая,
Внучка- хохотушка, потому что много хохочет,
курочка — клохтушка, потому что клохчет,
мышка-норушка, потому что живет в норке.
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (за водой)добиваться полного ответа Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Кто им помешал? (зайка)
Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) Что такое наперсток? (показывает)
Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца) Что такое колода?
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода — это старинное слово, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)
Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода — это старинное слово, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Логическая задача
Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)
Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)
Куда спряталась бабушка? (на лавку)
Куда спряталась внучка? (за бабушку)
Куда взлетела курочка? (на печку)
Куда схоронилась мышка? (под печку)
Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?
Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)
Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)
Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привиделся? Котище.
Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».
Давайте произнесем ее хором.
Воспитатель: А чтобы вам легко было рассказать эту сказку, я приготовила для вас схемы-помощники.
Работа с мнемотаблицей.
Посмотрите внимательно на схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?
1 -это бабушка-старушка и внучка-хохотушка,
2 — курочка -клохтушка,
3 — мышка-норушка.
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой)
Воспитатель: С чем они ходили за водой?
4— ведрами
Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)
Кто им помешал? (зайка)
5- Где он сидел? (под яблоней)
Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)
Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно:
6- Бабушке — медведище.
7- Внучке — волк
8 — Курочке — лиса,
9- мышке — кто привиделся? Котище.
Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)
Как вы думаете, что он испытал? (страх)
Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)
Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)
Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.
Театрализованная физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду.
Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!
Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х, у внучки (трех, плех, у курочки (трех-трех, плех-плех, у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)
Воды набрали и домой пошагали.
Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!
Молодцы, как у вас все здорово получилось!
Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то, как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица, потому что потом вы будете её пересказывать с помощью схем-подсказок.
(Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке).
Итог занятия. Анализ пересказа детьми.
Предлагаю оценить друг друга.