«Мотивационная готовность детей к школе. Профилактика негативного отношения к обучению в школе»

Практика показывает, что через 2-3 месяца  после 1 сентября значительно увеличивается количество обращений к детскому психологу. В основном, это встревоженные родители первоклассников. Что происходит? Он уже читает, считает,  и друзей в садике было много, и дома у нас все в порядке. Но сейчас ребенка как будто подменили: в школу ходить не хочет, с одноклассниками конфликтует, родителей не слушает, стал грубым или, наоборот, плаксивым, стал болеть, в школе плохие отметки, хотя все уроки мы делаем вместе, учителя жалуются на поведение, дерется, не воспринимает правил поведения, не признает авторитет учителя, не может защитить себя, все обижают.

Почему так происходит? Конечно, каждый случай уникален. Но есть ряд причин, общих для каждой семьи. Время поступления ребенка в школу – важное событие в жизни семьи, которое часто сопровождается кризисом. В это время происходит перераспределение семейных ролей и обязанностей: кто зарабатывает, кто водит в школу и  забирает из школы, кто контролирует уроки, каким образом это делать. Жизнь всей семьи меняется в соответствии с расписанием школы. Мгновенно это невозможно сделать, поэтому возникает переходный этап, так как прежние внутрисемейные отношения уже не работают, а новые еще не работают.

В это время могут обостриться конфликты между супругами из-за разных воспитательных позиций, усилиться напряжение между бабушками, родителями, детьми, могут обнажиться скрытые конфликты в семье.  К тому же, родители  неосознанно могут переживать тот факт, что ребенок когда-то вырастет и уйдет из дома, оставив их одних наедине друг с другом.  Особенно остро переживают те семьи, в которых ребенок не посещал детский сад. Ко всем тревогам добавляется обеспокоенность родителей, а соответствует ли их ребенок уровню (в основном, интеллектуальному), который предъявляет социум. Действительно, в этот период родители показывают социуму, насколько они хорошие родители и получают оценку своей родительской компетенции в виде похвалы или критики со стороны учителей. Зачастую родители через детей стремятся реализовать свою нереализованную мечту, настойчиво требуя отличных оценок и навязывая свои интересы.

В общем, период поступления  в школу является достаточно серьезным испытанием не только для самих детей, но и для родителей, и для всей семьи.

А теперь представьте себе, что этот комплект тревог и страхов родители передают детям, не специально, конечно, а в рекомендациях, ценных указаниях, требованиях, тяжелых вздохах, и многими другими способами. И с этим «грузом» ребенок радостно идет 1 сентября в новую жизнь, а после первой четверти  не выдерживает напряжения и подает сигналы SOS  протестами, агрессивностью, плаксивостью, раздражительностью или, наоборот, пассивностью, нежеланием учиться, рассеянностью, отстраненностью.

Итак, проблемы у начинающих школьников могут возникать от тревог, страхов и неоправданных ожиданий родителей. Ребенок смотрит на родителей, учится адаптироваться к среде обитания, подражая родителям и опираясь на установки, ценности, восприятие родителей. Трудно переоценить важность родительского влияния на чувства и поведение ребенка.

Нижеприведенные высказывания помогут родителям лучше понять причины поведения своих детей:

  • Если ребенка критикуют, он учится осуждать.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится доверять себе.
  • Если ребенок живет с враждебностью, он учится драться.
  • Если ребенка принимают, он учится любить.
  • Если ребенок живет в страхе, он становится тревожным.
  • Если ребенка признают, он учится ставить перед собой цели.
  • Если ребенка жалеют, он учится жалеть.
  • Если ребенка одобряют, он учится любить себя.
  • Если ребенок живет с ревностью, он учится испытывать вину.
  • Если ребенок живет с дружелюбием, он узнает, что мир- хорошее место для жизни.

Если эти слова заставили Вас, читающих эту статью родителей, задуматься, то важный  шаг навстречу своим детям Вы сделали.

Мотивационная готовность к школе

Известно, что наиболее большие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей — учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например интеллектуальная готовность.

Достаточно долгое время вопросы мотивационной готовности к школе больше интересовали педагогов и психологов, занимающихся научными исследованиями. Лишь в конце 80-х годов, когда в нашей стране начался образовательный эксперимент по обучению в начальной школе шестилеток, вопросы мотивационной готовности старших дошкольников были переведены в практическую плоскость. Несмотря на то, что данный эксперимент давно завершился, причём с отрицательным результатом, и дети вновь поступают в школу с семи лет, вопрос мотивации к школе старших дошкольников и младших школьников не утратил своей актуальности, по причине изменившейся социальной ситуации.

В связи с этим, можно сформулировать ПРОБЛЕМУ: достаточно распространённая сегодня практика подготовки детей к школе способствует значительному снижению в дальнейшем учебной мотивации учащихся.

Рассмотрим структуру мотивационной готовности к школе.
Интерес и положительное отношение к школе

 

  1. Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
  2. У ребёнка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.
  3. У многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?», дети отвечают: «А я и так уже учусь в школе».
  4. Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.


Сформированность внутренней позиции школьника
 

Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе.

Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сюжетно – ролевой, дидактической, с правилами, режиссёрской, а также через традиционные виды дошкольной деятельности. Если ребёнок старшего дошкольного возраста играет меньше, чем ему требуется, а это часто происходит из-за элементарного недостатка времени, выделяемого на игру по остаточному принципу. В первую очередь, много времени затрачивается на репетиторов, на занятия по школьному типу, на всевозможные кружки и секции и т. д. Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.
 

Познавательная потребность и познавательная инициатива
 

Ребёнка нельзя заставить учиться, если он этого не хочет. Насильственное обучение дошкольника азам чтения, когда у него ещё нет выраженной потребности, сопровождается огромным напряжением нервной системы, что в результате приводит, по мнению медиков и физиологов к истощению нервной системы с одной стороны и стойкому отрицательному переживанию, связанному с процессом чтения с другой стороны. В результате дети приобретают устойчивую неприязнь к процессу чтения на многие годы или даже на всю жизнь.

Но ведь, как известно, возраст 5-6 лет является сенситивным для обучения детей чтению. Возникает дилемма, которую можно разрешить, если организовать обучение чтению через игру и чтение книг, в непроизвольной, непреднамеренной, непосредственной форме. Специально не следует учить с детьми буквы. Буквы должны входить в жизнь ребёнка как элемент окружающей среды, через картинки, кубики, магнитную азбуку и т.д., через дидактические игры, через книги. Ещё одним важным моментом в подготовке к чтению является развитие фонематического слуха также через различные игры со звучащим словом, по ходу которых ребёнку необходимо выделять в словах фонемы. Обучение должно осуществляться через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности. Такое обучение будет происходить самостоятельно или при минимальном ненавязчивом участии взрослого, и главное, ребёнок будет выступать в учебном процессе, как активный субъект деятельности.
 

Положительная самооценка
Стремление к достижению результатов своей деятельности,
преодолению трудностей

 

Ребёнок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где всё же преобладает оценка предметных действий ребёнка результатов его деятельности, их соответствие образцам или правилам, ребёнок сам по себе менее интересен.

В школе ребёнок встречает чужих людей, с ними он должен строить отношения, у ребёнка появляется потребность защищать своё «Я», своё «личное пространство». Негативный «Я – образ» и неуверенность в своих силах приводит к тому, что ребёнок начинает учиться ниже своих возможностей. Именно для детей с заниженной самооценкой, тревожных, мнительных, неуверенных в своих силах является полезным посещать подготовительные курсы при школе. В дальнейшем, таких детей не будет пугать новизна ситуации поступления в школу, они приобретут эмоциональную поддержку в лице детей, с которыми познакомятся на курсах, там же возможно лучше узнают учителя, его требования.

Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т.е. стремлению к совершенству. Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных.

Считается, что самооценка ребёнка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё — же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.

Мотивационная готовность –

как один из важнейших компонентов

психологической готовности ребенка к школе

(фрагмент родительского собрания)

Цель: сформировать у родителей понятие мотивационной готовности ребенка к школе; учить определять уровень мотивационной готовности ребенка к школе.

Предварительная работа: дети выполняют рисунок на заданную тему «Я и школа»

Материалы: листы для рисования по числу родителей присутствующих в группе, цветные карандаши, фломастеры.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Мотивационный компонент готовности к школе формируется при использовании:

— создания положительного образа ученика;

— подкрепления положительного отношения к школе;

— закрепления образцов ролевого поведения.

Родители выполняют рисунок «Я и школа», от имени детей.

После завершения работы родителям предлагается сравнить рисунки. Особый акцент делается на:

  • расположении ребенка по отношению к школе (наличие ребенка в рисунке, рядом или далеко от школы, внутри или снаружи, )
  • соотношение размеров школы и ребенка
  • цветовой выбор: серый – нейтральное отношение, наличие границы; синий – желание покоя; зеленый – желание признания; красный – влечение к активной деятельности, энергия; желтый – творчество, стремление к новому, освобождение от проблем; фиолетовый – высокая степень чувствительности, интимность, нереальность желаний; коричневый – чувство физического дискомфорта, слабость которую надо преодолеть; черный – отказ, неприятие чего – либо, протест.

Далее родителям предлагается оценить содержание рисунков, и определить уровень школьной мотивации ребенка на момент исследования.

Выделяют пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такой ребенок четко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках они также изображают учебные ситуации, но меньше зависят от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках просматриваются школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу  неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения. Рисунки, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для детей 6 -7 лет. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимыми для вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут, поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить  его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать по музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи – офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года жизни ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто – то хочет дружить, а кто – то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.