Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием.
Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.
Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, боязнь речь.
Причины появления заикания
Обычно мы обнаруживаем сочетание нескольких из перечисленных причин появления заикания:
- Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия.
- Раннее речевое развитие или наоборот, отставание.
- Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.
- Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.
- Генетическая предрасположенность.
- Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка, например: русский и английский).
Учитель-логопед О.С. Шикаленко
Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.
Общие правила речевого поведения родителей
- речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;
- избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;
- не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;
- фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;
- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.
- Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.
У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.
Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.
Раннее речевое развитие и задержка речевого развития
Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.
Внимание!
Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:
- Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
- Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.
- Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Лечение заикания
Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.
Принципы лечения заикания таковы:
- Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.
- Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.
- Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.