Задачи: сформировать у детей представления об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от времени года и погодных явлений; познакомить детей с историческим прошлым возникновения обуви; закрепить умение узнавать дерево, глину, кожу и определять их признаки (прочность, твердость, шершавость).
Ход занятия
- Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям приходит кукла, у нее на одной ноге туфелька, а на другой сапог (валенок).
Воспитатель обращает внимание детей на странную обувь куклы, спрашивает, почему она так обулась.
- Рассказ-путешествие в прошлое обуви.
Кукла рассказывает детям историю:
«Когда-то давным-давно на Земле всегда стояло лето, было тепло, и люди ходили босиком. Но ходить босиком было неудобно.
– Почему? Как вы думаете? (Ответы детей.)
И вот тогда люди решили сделать себе обувь из дерева.
воспитатель И.В. Хишко
Показывает картинку деревянной обуви и полено. Дети рассматривают предметы, пробуют, какое полено по весу, на ощупь.
– Как вы думаете, можно ходить в таких башмаках? Охарактеризуйте дерево. Какой это материал? (Оно тяжелое, шершавое, твердое.)
Затем обувь стали делать из глины.
Показывает сапожки из глины. Дети рассматривают.
– Можно ли в них ходить по лужам? Почему нет? (Непрочные, размокнут.)
Потом люди стали делать обувь из коры деревьев, которую называли «лапти».
Показывает картинку или сами лапти.
– Потрогайте лапти, скажите, какие они в носке. (Они легкие, удобные.)
– А можно ли в них ходить зимой?
– Я у мамы в шкафу нашла такую обувь, поместила в нее свои ножки и пришла к вам.
В о с п и т а т е л ь. Можно ли так обуваться? Почему? Какое сейчас время года? Можно ли по снегу гулять в туфлях? Почему нет?
К у к л а. А как вы обуваетесь зимой? (Дети перечисляют обувь.) Что вы обуваете летом? А когда на улице лужи?
В о с п и т а т е л ь. Ребята, можно ли обувать одновременно разную обувь?
- Игра «Подбери пару».
Педагог выставляет картинки с изображением обуви, потерявшей свою пару (или кукольную обувь). Дети должны найти каждой обуви пару.
- Игра «Какая обувь?».
Дети становятся в круг, воспитатель по очереди бросает им мяч; ребенок, у которого оказался мяч, должен назвать, какая это обувь – обувь, в которой гуляют летом (летняя), обувь, в которой играют в футбол (спортивная) и т. п.
- Рисование или аппликация «Сапожки для куклы».
Дети украшают сапожки для куклы.