Нервную систему детей нужно беречь!

Огромный вред нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявления несдержанности. Состояния, следующие за этим – страх, печаль, ненависть, уныние, зависть, тоска, – ухудшают здоровье как детей, так и взрослых, укорачивая их жизнь.

Лучшей профилактикой подобных невротических состояний являются хорошо подобранный персонал, с любовью работающий с детьми, физические упражнения, закаливающие процедуры, аутотренинг, активный отдых, правильная организация режима. Прекрасный способ создать хорошее настроение – занятия любой физической деятельностью, которая, как говорил И.П. Павлов, дарит «мышечную радость». Важно научиться самим и научить детей «тренировать» свои эмоции, благожелательно относиться к людям, гасить конфликтные ситуации, не придавать значения мелким оплошностям других и критически относиться к своим.

Широко известен целительный потенциал музыки. Различные формы звукового воздействия использовались людьми веками. Во многих духовных традициях используются музыка и движения, обладающие целенаправленным оздоравливающим действием: пение действует через звук, танец – через движения под музыку. Хорошая музыка обладает глубоким эмоциональным воздействием: она придаёт смысл переживаемому, делает его более значимым. Комбинация музыки с дыханием и движениями приводит к взаимному обогащению методических приёмов и способствует достижению воздействия удивительной силы. Выбор музыки широк – от классической до естественных звуков природы (пение соловьёв, шум ветра, шторма или спокойного морского прибоя).

Перевозбуждённым детям рекомендуется выполнять несколько упражнений на расслабление и спокойное дыхание. Детям, не понимающим слов, уставшим от занятий без активных движений, предлагается попрыгать, поскакать, отжаться от пола, покувыркаться. Целесообразно через каждые 20–30–45 минут (в зависимости от характера ребёнка) делать 5–7-минутные паузы с активными движениями. Значительной должна быть доля аэробных процессов (со 100-процентным обеспечением организма кислородом). Дыхание через нос, пульс не выше 140 ударов в минуту, чувство лёгкости при выполнении физической нагрузки говорят о правильном аэробном режиме.

Педагог-психологТ.Г. Панькина