Готовим ребенка к школе: практические советы родителям!

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может. Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой — и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните — и повторяйте время от времен подобные игры. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.

Педагог-психолог 

Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка… В следующий раз поговорим об овощах, фруктах: попросите принести 3 свеклы, 2 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.

Вы хотите приготовить кашу и набрали нужную вам меру крупы — прекрасный повод объяснить ребенку, меняется ли количество крупы, если возьмем две больших чашки или четыре маленьких. Такие занятия можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Лучше, если при этом вы будете объяснять только самое существенное, а малыша будете спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: «Как ты думаешь…», «Почему это…», «Интересно, что это?..»

Или вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты: кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, на огород) — нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как они растут, попросить ребенка найти, чем похожи и чем различаются морковь, репа и свекла, салат и щавель. Хорошо, если это будет не просто рассказ; пусть малыш сам выкопает морковку, очистит стручок зеленого горошка, сорвет огурец и т. п.

Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и дикие, и многое другое, что можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Они пригодятся и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.

Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты ягоды, домашние и дикие животные и т. д.). А потом поиграть: «Кто быстрее выберет фрукты?» или «Кто найдет больше диких зверей?». Впрочем, вариантов игры может быть много; пофантазируйте — и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.

С 5-6-летними детьми можно, и даже необходимо проводить занятия по звуковому анализу. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в  слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).

Начнем со слов более простых — трехзвучных (дом, лес, год и т. п.).

Затем объясним: гласные звуки — особенные, волшебные, их можно тянуть, петь (ооо-ууу-ааа, ы-ы-ы, и-и-и, э-э-э). Рот при произнесении открыт, воздух выходит, язык, зубы и губы не мешают.

Для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но — небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков.

Очень полезно выполнение специальных графических заданий.

Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку: обведи клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пунктир), продолжай по образцу и т. п.

Необходимо уделить больше внимания общему развитию движений руки, кисти, пальцев. Лепка и вязание, скручивание толстой синтетической нити, мозаика, конструктор, раскладывание карточек из картона (размеры могут быть разными: 2×2, 3х3, 4×4 см).

Очень полезны и такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок (сначала использовать все пальцы, а потом только по два справа и слева, меняя их).

Не менее важна тренировка пространственного восприятияПонятия верх, низ, справа,  слева, впереди, сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад).

Задача посложнее: играем вдвоем, ты бросаешь правой рукой мне к правой руке (или левой). Ребенок со всем этим вскоре начинает справляться, но важно, чтобы он осознанно увидел пространственные соотношения. Если ребенок путается, не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз.

Не так просто бывает сформировать пространственное расположение частей (деталей) на плоскости. Для этой цели можно применить пуговицы разного цвета, размера и любые плоские фигуры (карточки, картинки).

Возьмем чистый лист бумаги, на середину листа положим карточку, а вокруг нее будем располагать пуговицы (нам нужна одна карточка, 4 больших пуговиц и 8 маленьких). Сначала большие: одну над карточкой, в середине (объясняем, что такое середина и заодно положим пуговицу на место), затем другую под карточкой, тоже в середине; далее справа в середине, а последнюю слева в середине.

Внимание! Не спешите, не переходите к следующему занятию, пока ребенок не понял и не сделал правильно предыдущее.

Теперь найдем место для маленьких пуговиц: одну в верхнем правом углу (объясняем, где этот угол — справа, вверху; если ребенок вообще плохо представляет себе, что такое угол, объясняем отдельно); вторую — в верхнем левом углу; третью — в нижнем правом углу; четвертую — в нижнем левом углу. Если все выполнено правильно и не вызывает затруднений, то дадим более сложное задание: пятую — над большой пуговицей, которая лежит над карточкой; шестую — под большой пуговицей, которая лежит под карточкой; седьмую — справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; восьмую — слева от большой пуговицы, которая лежит слева у карточки. Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из картона различные геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, прямоугольники).

Такие занятия пригодятся и для формирования понятий о геометрических фигурах, их сочетаниях и соотношениях. Например, можно разрезать прямоугольник на восемь частей и попробовать из разбросанных в беспорядке треугольников сложить маленькие прямоугольники, а затем всю фигуру (можно раскрасить маленькие прямоугольники разным цветом).

А вот еще задание, развивающее пространственное восприятие: попробуйте собрать из прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов несколько простых фигур по своему воображению. Выполняя эти задания, можно заодно дать малышу понятие о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т. п. Задание можно сформулировать так: «Собери фигуру из деталей».

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут — вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

При оценке готовности к обучению вы проверили память ребенка. Неблагоприятным показателем являются «скачущие» результаты: то запомнил 5 слов, то — 2. Это одно из свидетельств быстрой истощаемости нервной системы. Как правило, такие результаты бывают у детей болезненных, ослабленных, чрезмерно возбудимых. И в этом случае нужна не тренировка памяти (как считают многие), а улучшение общего состояния ребенка!