Логоритмика и развитие речи

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКак известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь. Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами. Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, во фразы. Это еще и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте. Ну, и общая дикция, конечно же, потому что можно прекрасно произносить все звуки изолированно, можно пользоваться интонациями, голосовыми модуляциями, но будет общая смазанность, каша во рту и речь будет непонятна, и не будет адекватно и комфортно восприниматься слушателями. Внешнее оформление речи передает подтекст сообщения, выражает эмоции говорящего (радость, гнев, возмущение, удивление), делает речь выразительной. В произносительной стороне речи проявляется важнейшая функция речи – коммуникативная, то есть речь здесь выступает как средство общения людей.

Подготовил учитель-логопед Шаметова Т.И.

Отсюда исходит вывод, что умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка.

Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему музыка? Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет.

Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.

Таким образом, связь движений и речи

  • нормализует состояние мышечного тонуса,
  • помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
  • развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
  • способствует регулированию темпа и ритма речи,
  • устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.

На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания (например, умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
  • снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
  • интонационно-мелодическое развитие речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие и укрепление мимической мускулатуры;
  • развитие силы, высоты, тембра голоса;
  • совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
  • развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
  • развитие эмоционального мира ребенка и воображения.
  • развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;
  • развитие чувства ритма и координации движений;
  • формирование пространственных представлений и схемы тела (например, усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).

Логоритмические занятия включают:

  • двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения для развития мышечного тонуса;
  • счётные упражнения;
  • вокальные упражнения;
  • слушание музыки;
  • чтение стихов под ритм или музыку;
  • ударный оркестр;
  • самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;
  • психогимнастические упражнения.

Игры и упражнения периодически объединяются (по тематике) в логоритмическую сказку или в итоговое сюжетно-тематическое логоритмическое занятие. Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.