Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь. Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами. Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, во фразы. Это еще и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте. Ну, и общая дикция, конечно же, потому что можно прекрасно произносить все звуки изолированно, можно пользоваться интонациями, голосовыми модуляциями, но будет общая смазанность, каша во рту и речь будет непонятна, и не будет адекватно и комфортно восприниматься слушателями. Внешнее оформление речи передает подтекст сообщения, выражает эмоции говорящего (радость, гнев, возмущение, удивление), делает речь выразительной. В произносительной стороне речи проявляется важнейшая функция речи – коммуникативная, то есть речь здесь выступает как средство общения людей.
Подготовил учитель-логопед Шаметова Т.И.
Отсюда исходит вывод, что умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка.
Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему музыка? Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет.
Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.
Таким образом, связь движений и речи
- нормализует состояние мышечного тонуса,
- помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
- развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
- способствует регулированию темпа и ритма речи,
- устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.
На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания (например, умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
- снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
- интонационно-мелодическое развитие речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие и укрепление мимической мускулатуры;
- развитие силы, высоты, тембра голоса;
- совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
- развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
- развитие эмоционального мира ребенка и воображения.
- развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;
- развитие чувства ритма и координации движений;
- формирование пространственных представлений и схемы тела (например, усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).
Логоритмические занятия включают:
- двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
- дыхательные упражнения;
- упражнения для развития мышечного тонуса;
- счётные упражнения;
- вокальные упражнения;
- слушание музыки;
- чтение стихов под ритм или музыку;
- ударный оркестр;
- самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;
- психогимнастические упражнения.
Игры и упражнения периодически объединяются (по тематике) в логоритмическую сказку или в итоговое сюжетно-тематическое логоритмическое занятие. Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.