Зачем нужна театральная деятельность в современных условиях.

DSC02107Современный ребенок взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное время детей дошкольного возраста, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием средств   массовой информации и так далее. Ребенок организует свое свободное время в  связи со своими интересами   и потребностями. Задача нашего детского сада – направлять деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное  конструктивное русло,  по возможности  нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.


Использование в детском саду технологий  театральной педагогики – один из путей развития творческих  и коммуникативных способностей всех  детей без исключения.  Самый короткий   путь эмоционального  раскрепощения, снятия, зажатости, заторможенности,  обучения чувствованию  и художественному вкусу – это путь через игру, сочинительство, фантазирование.  Всё это может дать театральная деятельность.

Педагогические возможности самодеятельного детского театра дают дошкольникам возможность проверить свои силы, самоутвердиться, реализовать свои способности. Воспитанный театром   человек  вырастет душевно более тонким, чутким к искусству,  природе, переживаниям других людей. Но еще сильнее влияние театра на того, кто  в силу обстоятельств, иногда случайных, в раннем возрасте  познает театр изнутри. Кем бы он потом не стал, театр останется для него моделью трудной,  но увлекательной деятельности тесно связанных  друг с другом людей, моделью жизни.

Театр обучает, развивает, воспитывает, дает отдых, и он же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует  относительность  «социальных статусов и положений».  Имматериальный смысл  театрализованной деятельности противостоит рационально-продуктивной  деятельности и бездеятельности, скуке, лени, формализму  и догматизму.  Театр – важнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в котором идут мощные процессы:  самоодушевления, самопроверки, самоопределения,  самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.  Здесь формируются     все стороны личности ребенка,  происходят значительные  изменения  в его психике, подготавливающие  переход к новой, более высокой стадии  развития. Этим объясняются огромные  воспитательные возможности  театрализованной деятельности.

Театрализация несет в себе  большой коллективообразующий заряд,  развивает  коммуникативные  способности. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил  каждого учащегося. Каждый участник  совместного театрального творчества  вносит свой вклад, понимая при этом, что от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает  возможность каждому участнику  максимально реализовать свои возможности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями  совместного переживания,  которые способствуют  эмоциональному  сплочению коллектива, умению   детей  общаться с окружающими.

В театральной деятельности осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные —  это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют  общее дело. В совместной  деятельности дети  учатся  языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы, подчинять свои действия действию других участников.

Занятия в театральном кружке развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, гармонию в себе и в окружающем мире,  учат владению своим эмоциональным  состоянием, речью, голосом,  физическим телом,  воспитывают навыки коллективно-творческой деятельности, ответственное  отношение  к результатам своей работы  и работы всего коллектива.

Театр,  по своей природе близкий к игре, является  одним из более результативных способов развития личности. Кроме того,  в работе над образом  ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению  встать на позицию  исполняемого персонажа.  А значит – умению понять другого человека, увидеть  мир его глазами, более тонко чувствовать  чужое эмоциональное  состояние, чужие беды  и радости,  умению сопереживать. Входя в сценический образ,  ребенок всегда вырабатывает  свое отношение к нему. Играя «доброго», он сам  становится  добрее; играя «злого», невольно вырабатывает в себе неприятие зла.

Кроме того, во время инсценировки дети рассуждают вслух о  своих  героях, обсуждают  нравственные проблемы, тем самым укрепляя  в своем сознании  общечеловеческие  моральные  нормы и чувства.  В совместных выступлениях дети и взрослые смотрят друг на друга иным зрением, отмечая в своем партнере по сцене новые черты характера, душевные качества.

Таким образом, занятия детей театрализованной деятельностью   предусматривают развития  его игрового  поведения,  эстетического чувства, умения обращаться со сверстниками  и взрослыми  в различных  жизненных ситуациях.