Консультация для родителей на тему «Подготовка детей к школе»

Одной из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями – это воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста.

Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Кроме того, в игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, тех психических процессов, без развития которых нельзя воспитать гармоничную личность. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры, формирующие слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, развивающие выразительность речи.

Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

1. Игра «Слова друзья». Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустная девочка и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальная, невеселая, огорченная. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.

2. Игра «Скажи наоборот». Например: «Один мальчик слабый, а другой — сильный». «Нож бывает острый, а бывает…» — «Тупой», — добавляет ребенок. «Один мальчик бегает быстро, а другой… (медленно)». «У автобуса есть вход и есть — что?» (Выход.) Нельзя допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно).
Вариант этой игры — образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом… (закрыли)»; «Мальчик пришел, а потом… (ушел)»; «Самолет улетел, а потом…(прилетел)»; «Бабушка сначала очки надела, а потом…(сняла)» (сел — встал, купил — продал, потерял — нашел и др.).

3. Игра «Какой, какая, какое?» Способствует расширению словаря прилагательных. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол(круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный); или назвать, какой может быть река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные — исправляются.

4. Игра «Назови одним словом» Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления.
«Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. «Кресло», — говорите вы. «Мебель», — отвечает ребенок, «Воробей»(Птица), «Жук»(Насекомое), «Окунь»(Рыба),«Лук»(Овощ), «Груша»(Фрукт)
Расширять словарь дошкольника надо за счет не только существительных, но и прилагательных.

5. Игра «Угадай, что это?». Нужно угадать предмет по описанию. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке (Помидор). При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.

6. Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти(шерстяная), подушка из пуха или перьев(пуховая, перьевая)?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова.

7. Игра «Маленький и большой». Назовите предмет, например, дом, а затем спросите ребенка, как можно сказать о большом доме у великана (домище), о маленьком у гномика (домик, домишко).

8. Игра «Образуй сложное слово». Требуется из двух слов образовать одно: «У куклы голубые глаза. Как можно сказать по-другому? (Голубоглазая.) «У мишки короткие ноги. Иначе как можно о нем сказать?» (Коротконогий.) Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы — длинноволосый, большая голова -большеголовый, желтая кожа -желтокожий и т.д.

Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку.

К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи еще встречаются. Для формирования грамматически правильной речи можно предложить следующие игры:

1. «Назови чего много» Дети неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, ух, вместо ушей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу.
При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Произносите фразу: «У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: «У меня много груш».

2. «Исправь предложение» Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: мальчик, писать, письмо. Ребенок составляет предложение: Мальчик пишет письмо. Постепенно можно усложнять задание.

3. «Сосчитай» Предложить ребенку сосчитать предметы, согласуя их с числительными от одного до десяти и обратно: 1 машина, 2 машины… и т.д.; по темам — овощи, фрукты, игрушки, одежда, человек, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы и др.

4. «Жадина» Взрослый напоминает ребенку, что все «слова-предметы» бывают или «слова – мальчики» — о которых мы говорим он мой, или «слова – девочки» — о которых мы говорим она моя, или «слова – солнышки» — о которых мы говорим оно мое. Например: мой сарафан, моя шуба, мои брюки и т.д.