В группе №8 с целью активизации речи детей широко используется технология составления загадок А. А. Нестеренко. Данная технология позволяет научить составлять загадки дошкольников. В практике работы с детьми используются 3 основных модели составления загадок:
-1. «Какой?» — что есть такое же у другого объекта?
-2.»Что делает? «-что делает также?
-3.»На что похоже?».
Модель 1 и 3 больше подходит для составления загадок про предметы, а модель 2 подходит для «живых» объектов. Начинали работать с моделью 1.Вывешивалась табличка с изображением модели составления загадки и детям предлагалось составить загадку про какой-либо предмет, объект, например, яблоко. Дети называли образные характеристики по заданным воспитателем признакам (цвет, действие, форма). В левой части таблицы записывается признак объекта словом либо символом, а в правой-схематически зарисовывается объект. После заполнения таблицы читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как», «но не». Итоговая загадка про яблоко:
«Зеленое, но не сочная груша, висит, но не осенний листок, круглый, но не мячик». Методика работы с моделью 2,3 аналогичная. Таким образом, технология обучения составлению загадок, трудный процесс, но он позволяет решить проблемы речевого развития, критического мышления.
—С целью подготовки к составлению загадок по технологии Нестеренко, для более наглядного восприятия и описания свойств предмета в группе изготовлена игра «Путешествие Незнайки по Цветочному городу». Игра помогает осваивать модели для обучения составления загадок, использовать 5 чувств, как ресурсов для решения различных задач.
Воспитатель: Мамыкина Л.Ю.