«Кинезиологические упражнения как одно из средств формирования речи у детей с ОНР».

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией ,нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие практически всех психических функций.
У детей, страдающих ОНР, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика, часто нарушена координация движений.
Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных филосовских системах древности и прогрессивных течениях современности.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
В своей работе с детьми с ОНР я использую такие кинезиологические упражнения,как телесные упражнения:при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу ит.д. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Такая работа дает положительные результаты в работе с детьми с ОНР. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, целенаправленными. У детей пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
Подготовил учитель-логопед Шаметова Т.И.