«Наша безопасность в наших руках».

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведётся по разделам:

«Ребёнок и другие люди»;

«Ребёнок и природа»;

«Ребёнок дома»;

«Здоровье ребёнка»;

«Эмоциональное благополучие ребёнка»;

«Ребёнок на улицах города».

Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.

Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности: наблюдение, сравнение, игра, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации.

Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания.

По разным разделам используются различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Для обучения необходимо постоянно использовать различные игры, стихи, рассказы и сказки, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности. Необходимо вовлекать детей в активные игры, которые помогут лучше осознать опасности и научиться избегать их.

Например, дети изучали, как правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря обыгрыванию, у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери постороннему. Беседа «Электроприборы могут стать причиной пожара» закрепляет знания о мерах пожарной безопасности. В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах.

Игровая ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» формирует представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них. Игра «Весёлый жезл» обобщает представления детей о правилах поведения пешеходов на улице; активизирует знания, речь, память, мышление. Развлечение «Правила дорожного движения знать должны все без исключения» закрепляет знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Рассматривая буклет «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра которого самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.

Для лучшего усвоения правил безопасного поведения следует использовать «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности. Возможно использование моделирования опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараюсь воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Подобные модели использую при изучении правил дорожного движения, правил поведения в природе, неосторожном обращении с огнем, пожаре и т. д.

Работа по безопасному поведению дошкольников на дорогах города ведётся в тесном сотрудничестве с детской библиотекой им. К. И. Чуковского. В рамках акции «Безопасная дорога» дошкольникам была предложена занимательная викторина о правилах дорожного движения. Благодаря систематической работе по изучению с детьми правил дорожного движения дети активно работали, а многие действительно показали знания грамотных пешеходов.

Воспитанники детского сада принимают активное участие в городских конкурсах по безопасности дорожного движения. На конкурс «Дорожный калейдоскоп» была представлена поделка, выполненная совместно с воспитателями и дошкольниками.

Работа «Будь внимателен всегда, чтоб не случилась вдруг беда! » (нетрадиционные техники аппликации) отмечена дипломом.

Вовлекать в процесс обучения необходимо и родителей, которые должны в домашних условиях проводить беседы со своими детьми о безопасности. Для родителей систематически оформляются различные памятки и буклеты, папки – передвижки. В информационных уголках размещаются консультации: «Азбука дорожной безопасности», «Безопасность детей на улицах города», «Безопасность ребёнка дома»; «Огонь и дети» и др. Родительские собрания с участием сотрудников ГИБДД, а так же выступления на них детей повышают культуру безопасного поведения даже взрослых. Ведь именно они являются примером для свои детей.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

Диагностика показывает, что с каждым годом знания детей по формированию основ безопасности улучшаются, а это значит, что данная работа проведена не зря.

Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Некоторые дети именно нашей группы посещают гимнастический центр, совместно с родителями посещают каток, бассейн, тренируются в футбольной команде. Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:

— формированию чувства безопасности у детей;

— осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

-формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

— расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

— закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;

— предупреждению детского травматизма;

— развитию самостоятельности и ответственности.

Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.