«Обучение детей раннего возраста навыкам самообслуживания»

 Рассмотрим базовые навыки самообслуживания детей раннего и младшего дошкольного возраста

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

носовым платком;

полотенцем;

горшком;

расчёской;

салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания осуществляется в двух формах:

— индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу, при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, формирует инициативность, деловитость и желание всё делать самим.

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

Показ действия.

Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

Метод приучения (систематические упражнения).

Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).

Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки — потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Вот некоторые примеры потешек, используемых педагогами в различных ситуациях.

Процесс умывания

• Ручки моем мы водичкой,

Чисто-чисто, чисто-чисто.

Посмотрите на меня –

Вот какой красивый Я!

• Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Знаем, знаем, да, да, да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица-

Мы пришли умыться!

Собираемся на прогулку

• Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Носочки, сапожки

И пойдем скорей гулять,

Бегать, прыгать и скакать.

• На маленькие ножки

Наденем мы сапожки,

И пойдем с тобой гулять

По ровненькой дорожке.

Прием пищи и соответствующие потешки:

• У котенка в чашке

Было много кашки

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

«Ротозей, ты, ротозей!

Если дали тебе кашку,

Нужно съесть её скорей!»

• Ложку держит наш малыш,

Кашку кушает крепыш,

Пьет из кружки молоко

И справляется легко.

Всё до крошечки съедает

И здоровым вырастает!

• Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало.

Потешка перед сном:

• Мы колготочки снимаем,

Мы пижаму надеваем,

Мы в кроватку спать пойдем

И немножко отдохнем.

И в заключении хотелось бы обратиться к таким словам

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое его достижение, поддерживайте.