Тяжелее, легче. Сравнение по массе по развитию математических представлений

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня  утром я включила телевизор. В передаче  клуб путешественников показывали как животные из зоопарка собрались в путешествие. Неожиданно передача оборвалась, и диктор сказал: «Уважаемые зрители, путешествие отменяется, т.к. сломался летательный аппарат. Просим всех неравнодушных людей, помочь животным.» Ну что поможем?

Д: Да 

В: Я обратилась на передачу и мне сообщили, что обезьянки, построили воздушный шар. (Показ слайда). Вначале они решили испытать, хорошо ли он летает (усаживаю обезьянок в шар и проверяем) сели обезьянки на воздушный шар и обрубили веревку и полетели. Увидел слоненок, воздушный шар и стал проситься с ними в путешествие (стал кричать обезьянкам). Обезьянки испугались что они не взлетят вместе и предложили ему полететь на своем воздушном шаре (Показ слайда). А почему обезьянки предложили ему другой воздушный шар? Как вы думаете почему обезьянки испугались и не пустили его в свою корзину?

Д: Они испугались, что не взлетят, потому что слон большой. Будет тесно.

В: Ребята а давайте проверим, действительно он не взлетит?

Д: давайте

В: Влез слоненок в корзинку, обрубил веревку, а шар не взлетел. Вот они и думают, почему он не взлетел?

В: Ребята, как вы думаете, почему он не взлетает?   

Д: потому что слон тяжелее обезьянок, потому что слон большой и т,д.

В:  И что можно сделать чтобы слоненок полетел с ними?

Д: ответы детей( построить ему новый воздушный шар.)

В: Ребята,но вы не забывайте, что обязательно нужно учесть массу слоненка.

Д: на корзинку прицепим шарик (она не поднимается), прицепим еще один, (не поднимается), прицепим еще шарик (корзина поднялась)

В: Какой из этого следует сделать вывод.

Чем меньше масса тела, тем легче им подняться, а чем больше масса тела, тем тяжелее

В: Ребята, вот мы и  опробовали  воздушные шары, они в порядке могут уже летать. И прежде чем отправить в путь путешественников, нам нужно приготовить им пищу. Поможем им?

Д: да

В: У вас на столах одинаковые баночки, но в них разное количество крупы для каши. Как вы думаете, для слоненка возьмем какую баночку?

Д: самую тяжелую

В: А для большой обезьянки, любительницы поесть?

Д:  полегче.

В: А для маленькой обезьянки, у которой плохой аппетит?

Д:  самую легкую.

В: Но мы не знаем, в какой банке сколько крупы. Я предлагаю взвесить их на ладони и определить какая банка для кого. А для того, чтобы нам не перепутать баночки, расставим их по местам.

Камень- тяжелая баночка

Тарелочка- полегче баночка

Перышко- легкая баночка.

Дети берут баночки на ладонь и, взвешивая на руке, пробуют угадать, для кого какая баночка. Баночки выстраиваются по порядку.(на карточки с обозначением)

В: Ребята все расставили, а теперь давайте проверим. Правильно ли справились с заданием.

 Дети открывают крышки и по количеству крупы проверяют правильность выполнения задания.

В: Самую тяжелую баночку , мы кому кашу сварим?

Д: слону

В: Проверьте , у всех правильно стоят баночки, а чуть полегче?

Д: большой обезьянке

В: и самую легкую?

Д: маленькой обезьянке

В: Молодцы все с заданием справились. Какой можно сделать вывод

Вывод: чем больше крупы в банке , тем она тяжелее.

В: Ребята , вот мы и аппарат построить им помогли, и кашей накормили, но прежде чем отправиться в путешествие , нам наверно нужно что-то взять с собой? А что мы можем взять с собой?

Д: мяч, ракетки, игрушки, еду, одежду и т.д

В: А куда это можно  все сложить ,как вы думаете?

Д: перечисляют ( сумка, чемодан, пакет)

 В: Я вам загадаю загадку:

Ремни есть, но не для брюк,

Носить можно, но не сумка ,

Кармашки есть , но не платье. (рюкзак)

Д: ответы  детей

Д/и «что легче в каком рюкзаке?»

В: Ребята , рюкзаки все разные. И чтобы определить кому какой отдадим , надо нам определить самый тяжелый рюкзак, полегче и совсем легкий.  Перед вами на столе лежит задание. Найдите пожалуйста самый тяжелый рюкзак , кому мы его отдадим?

Д: Слонику

В: А полегче?

Д: Большой обезьянке

В: А совсем легкий?

Д: Маленькой обезьянке

В: Вот и помогли мы нашим путешественникам. Исправили летательные аппараты, собрали рюкзаки. Летят, тут, смотрят вниз ,а там что-то происходит на полянке.  (Показ слайда). Как вы думаете, что там происходит?

Д: хрюшки не могут покататься на качелях.

В: а почему?

Д: мишка тяжелее, чем хрюшка, и все время перевешивает легкую хрюшку.

В: что нужно сделать хрюшке, чтобы она покаталась?

Д: посадить еще одну хрюшку.

В: Давайте посадим еще одну хрюшку. У нас получилось покатать  мишку?

Д: да

В: Давайте еще раз под итожим, почему хрюшка не смогла покататься. Масса хрюшки меньше массы мишки, а масса мишки – больше массы хрюшки.          

— Как удалось добиться равновесия?

Д: Прибежала еще хрюшка.

В:  Сколько хрюшек уравновесили мишку?

 Д: две хрюшки.

— Правильно, в таком случае говорят, что масса мишки равна массе двух хрюшек.

На доске выкладываются соответствующие карточки.

            Включение нового знания в систему знаний детей.

В: Давайте рассмотрим картинку.

— Какой кубик перевешивает?

Д: зеленый кубик

В: Почему?

Д: предположения детей

В: Видимо он сделан из другого материала

Как мы можем сказать? ( смотрим на картинку)

Д: Зеленыйкубик  тяжелее  красного кубика

В:  или масса  зеленого кубика  больше массы красного кубика

 На доске выкладываются карточки.

В: — Как можно прочитать эту запись? ( смотрим на картинку

Д: Кубик красный легче кубика зеленого

В: А что можно сказать о массе кубика зеленого и кубика с домиком?

Д: Их масса одинаковая,

В: А как вы это определили?

Д: ответы детей

В: потому что весы уравновешены.

На доске выкладываются карточки.

— Давайте на доске выложим соответствующую запись. На доске выкладываются соответствующие карточки.

            Осмысление (итог).  Ребята как вы считаете справились мы, помогли жителям зоопарка? (да). Давайте напишем  письмо на эту передачу, что все мы активно подключились, помогли зверям отправиться в путешествие. А письмо будет необычное, а математическое: мы произвели расчеты, как правильно отправится в воздухоплавание ( 1 мишка = 2 хрюшкам). Пошлем им расчеты.