Познакомимся с названиями частей растений. Попробуем рассказать о цветах, отвечая на вопросы.
• Стебель короткий или длинный?
• Листья широкие или узкие?
• Какой формы?
• Какого цвета листья?
• Какой формы и какого цвета лепестки?
• На что похожи лепестки?
Необходимо стимулировать детей при описании растений подбирать как можно более точные характеристики цветов: бледно-розовый, светло- или лимонно-желтый и т.д.
Придумаем загадки о цветах, стараясь придерживаться заданного плана описания растений. Например: «У этого цветка длинный стебель, треугольные листья, красные лепестки».
Часть II. Красота и урожай
Цели: ознакомление с плодовыми и ягодными культурами, строением цветка плодовых деревьев, взаимно полезным «сотрудничеством» пчел и растений.
Наблюдение «Тайна белого цветка». Предложим детям вспомнить, какие плоды они увидят летом и осенью на деревьях, растущих на нашем участке? Постараемся найти каштан, липу, сирень, калину, яблоню и другие деревья и кустарники .
Предложим детям ответить на вопросы: откуда берутся яблоки?
Рассмотрим картинки цветы, яблони. Найдем в самой их середине будущее яблочко. Лепестки опадут, а зеленая серединка (завязь) будет расти, расти и превратится в яблочко. Какое яблочко? (Румяное, спелое, ароматное, наливное, аппетитное, красивое, полезное.)
Показ презентации «Верные друзья». Обратим внимание детей на то, что к цветам постоянно подлетают пчелы. Зачем они летят к цветам? Дело в том, что цветы и пчелы «дружат»: цветы дарят пчелам сладкий нектар, а пчелы переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с одного цветка на другой. Если они перестанут это делать, не будет на яблоньке… (яблок), на груше… (груш), на сливе… (слив), на вишне… (вишен). Если пчелы и цветы перестанут дружить, не будет у нас ни фруктов, ни ягод!
Пчелы живут в улье большой дружной семьей, которая называется… (рой). Прилетая домой, каждая пчелка «рассказывает» своим подругам, где растут цветы с самым вкусным нектаром, из которого может получиться отличный мед.
Последующая работа
Чтобы помочь детям запомнить названия растений, можно несколько трансформировать сюжетно-ролевую игру «Магазин».
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Продавцам и покупателям нужно одинаково хорошо знать названия растений, уметь их сосчитать. Познакомим детей с наиболее общими и важными принципами составления букетов.
Игра на развитие внимания «Что пропустил художник?» Детям предлагается рассмотреть рисунок, найти одинаковые цветы. Затем нужно рассказать, что позабыл художник нарисовать у остальных цветов (лепестки, тычинки, листья), дорисовать недостающие части растений.