ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

       Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

      При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что — то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению».  Что же представляет собой  —  готовность ребенка к школе, и какие ее составляющие.

Воспитатель Т.П. Дьяченко

    Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

  В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

 1.Личностная готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему  —  то научиться, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

 2.Волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий  —  внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

    О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

    В нашей группе систематически ведется работа в этом направлении: посещение школьной линейки, беседы о школе, рассматривание картинок, иллюстраций, обыгрывание различных ситуаций.

    Я, воспитатель, Т.П. Дьяченко провела  занятие по социальному миру на тему «Кто нас учит в школе» в доступной, интересной форме, с использованием ИКТ, технологии ТРИЗ.

     В гости к детям пришла « учительница» и рассказала, что такое школа и зачем надо учиться.

     Будьте внимательны все,

Я сейчас расскажу вам о школе, детишки,

Там уже не нужны ни мячи, ни игрушки,

Их заменят учебники, ручки, тетрадки,

Пусть в портфелях лежат они в строгом порядке!

Расскажу я, как в школе, вам нужно учиться…

Вы запомните  —  это, друзья, пригодится!

    Ребята очень хорошо понимают, зачем надо учиться  —  это они показали в дидактической игре «Что было бы, если бы исчезли все школы» (ТРИЗ).

    Дети с удовольствием отгадывали загадки о школьных принадлежностях, играли в игру «Что лишнее», рассматривали картинки с изображением различных ситуаций в школе: урок математики, музыки, физкультуры, труда, перемена и т.д.

   Особенно понравилась игра «Кто быстрее соберет портфель».

       Я рассказала детям, что много нового и интересного ждет первоклассников в школе! И верный учитель, и новые друзья, и веселые праздники, и перемены, и первый в жизни звонок на урок!

       Незаметно пролетит веселое, теплое лето, и школа распахнет перед учениками свои двери! Особенные заботы и волнения у будущих первоклассников.

      Ребят ждёт первая встреча с их первым учителем! Он встретит детей и поведет в класс. Ваш учитель — очень важный для вас человек. Он поможет сделать первые, самые трудные шаги по лестнице знаний. С ним вместе вы будете учиться писать палочки и крючочки, читать по слогам букварь, писать в тетради первые слова.

    -Первый учитель  —  это друг, советчик, он не только учит, но и воспитывает ребенка. Он водит детей на экскурсии в парк, в лес, в музей, проводит веселые праздники, отвечает дни рождения детей  —  стихами, подарками, добрыми пожеланиями.

    Заботится о ребятишках так же, как и мы, воспитатели.

    В ДОБРЫЙ ПУТЬ!!!