Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи детей в группе компенсирующей направленности.

img_20161201_100802Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по данной теме. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, мы внедряем и используем в работе по обучению детей развитию речи приёмы мнемотехники.

Подготовил учитель-логопед Шаметова Т.И.

Реализуя данную тему, поставили перед собой задачи:

-помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

-обогащать словарный запас детей;

-учить последовательности, логичности;

-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

-снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;

-развивать мелкую моторику у детей.

Мнемотаблица – это таблица, с определённой информацией. По данным таблицам учатся составлять рассказы, загадки, сказки. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические.

Таким образом, можно сделать выводы, что используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. оказываем положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.

 Мы ,педагоги, считаем, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности его к школе.

img_20161201_100749 img_20161201_100826