У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь.
А, Макаренко
Материалы для занятия: емкость с водой, пластмассовые бутылочки разной формы и объема, предметы (из металла, дерева, резины, пластмассы, бумаги), сахар, песок, водорастворимая краска, фигурки из льда, пластмассовые трубочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик (из су-джок терапии).
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что дает ребенку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню); — внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
педагог-психолог Т.Г. Панькина
Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста
Сенсорные игры.
Сенсорика — от лат. зепзиз — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание).
Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующих слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну в точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Сенсомоторное развитие ребенка
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:
- зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
- межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
- ориентация в пространстве;
- чувство равновесия.
Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь. рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.
Сенсорные игры
Игры с водой.
- Выливаем, наливаем, сравниваем:
- сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
- наполнить бутылку до половины — она будет плавать;
- налить бутылку до верха — она будет тонуть;
—«фонтан» из бутылки.
- Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):
- тонет — не тонет;
- вылавливаем игрушки;
- «дождь» из губки.
- Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная —не прозрачная.
- Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно — тепло — горячо.
Растворяется — не растворяется, тает — не тает.
5.Создаем воронку: дуем в воду через трубочку
Игры с тестом
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
- Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми
движениями надавливают на середину и края лепешки). - На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают натыльную сторону ладони.
- Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
- Лепешку украшают горохом, фасолью.
- Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» — раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают:«Колобок, колобок, румяный бок».
- Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
- Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры
Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
- Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2—3 мин (в зависимости 01 возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом лево—рукой, затем двумя одновременна после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потряс:, кистями).
- «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
- Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталям;: мелкими игрушками, счетными палочками.
- Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.
- Организуйте игры с водок тестом.
- Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей ребенка
раннего возраста
Понятия
- Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
- Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
- Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
- Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
- Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
- Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.
Например: Плечи, коленки, Носки, голова, Носики, ушки, Рот и глаза.
Привлекательность новизны
* Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
*Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
* Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
*Попробуйте говорить простые
слова наоборот.
Перекрестные движения
*Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
* Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой
рукой правый носок ноги и наоборот.
* Играйте в «Ладушки».
- Разучите несколько упражнений на координацию движений.
Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу. - Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
* Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.
- Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.
- Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги.
Пусть дети переворачивают страницы.
Возможность выбора
* Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное).
Например, «ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?»
- Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
- Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им
право голоса.