«Игры раннего возраста»

У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлет­ворять.

Надо не только дать ему вовремя поиг­рать,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А, Макаренко

Материалы для занятия: ем­кость с водой, пластмассовые буты­лочки разной формы и объема, предметы (из металла, дерева, рези­ны, пластмассы, бумаги), сахар, пе­сок, водорастворимая краска, фи­гурки из льда, пластмассовые тру­бочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик (из су-джок те­рапии).

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что дает ребенку игра:

  • удовольствие;
  • знакомство с нормами, правилами жизни;
  • общение со сверстниками;
  • возможность выражать свои эмоции;
  • возможность выбирать игруш­ки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню); — внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

педагог-психолог Т.Г. Панькина

Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста

Сенсорные игры.

Сенсорика — от лат. зепзиз — чувство, ощуще­ние. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными мате­риалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сен­сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны ра­ботать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание).

Моторика — двигатель­ная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде все­го надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра-возня. Это еще одна раз­новидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возрас­та. Взрослые часто запрещают по­добные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысло­ватая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с дру­гом, умению управлять своим те­лом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного об­щения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «теле­сного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окру­жающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это экспери­менты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступ­ления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующих слов.

 

 

 

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще  раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну в точь-в-точь как мама.  Это зеркальное  отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать воз­можностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный уровень являет­ся базовым для дальнейшего разви­тия высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, во­ображения, мышления, речи.

Двигательная активность разви­вается в определенной последова­тельности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — полза­ние. В процессе освоения полза­ния формируются:

  • зрительно-моторная координа­ция, определяющая впослед­ствии манипуляцию с предме­тами, рисование, письмо;
  • межполушарное взаимодей­ствие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
  • ориентация в пространстве;
  • чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь. рук и ног, то как ими можно уп­равлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, пол­зание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), так­тильная (пощупал), звуковая (ус­лышал).

Сенсомоторное развитие воз­можно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слу­шать и слышать, т.е. восприни­мать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обес­печивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способно­сти к учебе и умение приспосаб­ливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологи­ческие возможности ребенка, про­исходит энергетическое обкрады­вание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в дан­ный момент времени. Ярким при­мером неадекватного распределе­ния церебральной (мозговой) энер­гии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и циф­рам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явле­ниях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.

Отстающие в моторном разви­тии дети медлительны, тонкие диф­ференцированные движения уда­ются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват пред­мета двумя пальцами, начинают хо­дить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игры с водой.

  1. Выливаем, наливаем, сравни­ваем:
  • сколько маленьких стаканчи­ков поместится в большую бу­тылку;
  • наполнить бутылку до полови­ны — она будет плавать;
  • налить бутылку до верха — она будет тонуть;

—«фонтан» из бутылки.

  1. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):
  • тонет — не тонет;
  • вылавливаем игрушки;
  • «дождь» из губки.
  1. Эксперименты с подкрашен­ной водой: прозрачная —не про­зрачная.
  2. Лед. Знакомим ребенка с раз­ной температурой: холодно — теп­ло — горячо.

Растворяется — не растворяет­ся, тает — не тает.

       5.Создаем воронку: дуем в воду через трубочку

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

  1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми
    движениями надавливают на сере­дину и края лепешки).
  2. На плоскую картинку из тес­та кладут ладошку, надавливают натыльную сторону ладони.
  3. Большим пальцем надавлива­ют в середине лепешки.
  4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
  5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим коло­бок» — раскатываем между ладо­нями шар, дети проговаривают:«Колобок, колобок, румяный бок».

 

  1. Детям предлагают прикле­ить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
  2. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками те­ста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

  1. Делайте упражнения с мас­сажным шариком (из су-джок тера­пии), грецкими орехами, шестигран­ными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2—3 мин (в зависимости 01 возраста). Одно упражнение по­вторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполня­ется сначала правой, потом лево—рукой, затем двумя одновременна после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потряс:, кистями).
  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
  3. Занимайтесь с детьми мозаи­кой, играми с мелкими деталям;: мелкими игрушками, счетными па­лочками.
  4. Попробуйте технику рисова­ния пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта мас­сажа.
  5. Организуйте игры с водок тестом.
  6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возмож­ность потренировать мелкие паль­цевые мышцы.

Развитие умственных способностей ребенка

раннего возраста

Понятия

  • Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предме­тов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
  • Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро коз­лят», «Три поросенка»).
  • Давайте детям задания нарисо­вать предметы с противоположны­ми значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
  • Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
  • Поговорите об организме че­ловека. Как мы вдыхаем и выды­хаем воздух? Как бьется наше сердце?
  • Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение поня­тий.

Например: Плечи, коленки, Носки, голова, Носики, ушки, Рот и глаза.

Привлекательность новизны

* Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые измене­ния могут вселять неуверен­ность.

*Прячьте на время часть игру­шек (на пару месяцев), а потом воз­вращайте.

* Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.

*Попробуйте говорить простые
слова наоборот.

Перекрестные движения

*Левое полушарие контролиру­ет правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нужда­емся в равноценной работе обо­их полушарий, необходимо формирование межполушарного вза­имодействия.

* Начинайте каждый день с за­рядки, в которую включены уп­ражнения на перекрестные дви­жения рук и ног. Например, на­клонитесь   и   достаньте   левой
рукой правый носок ноги и на­оборот.

* Играйте в «Ладушки».

  • Разучите несколько упражне­ний на координацию движений.
    Например, хлопните правой ладо­нью о левое колено, затем хлопни­те в ладоши и поменяйте руку и ногу.
  • Двигайтесь под     музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.

* Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.

  • Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.
  • Сажайте детей к себе на ко­лени и  читайте  вместе  книги.
    Пусть дети переворачивают стра­ницы.

Возможность выбора

* Предлагайте так, чтобы оста­вить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное).
Например, «ты хочешь просто мо­локо или шоколадное молоко?»

  • Ограничьте выбор тремя вари­антами. Дети теряются при слиш­ком большом выборе.
  • Привлекайте детей к реше­нию семейных проблем, давая им
    право голоса.