Использование развивающих игр в логопедической работе

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВ условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования, перехода на новые комплексные программы, дошкольно-образовательным учреждениям предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств, методов и приемов, которые бы обеспечили, решения комплекса задач по современному воспитанию ребенка.

Естественно, этот процесс охватил и коррекционную педагогику. Интеграция — это изначально единство предметности и межпредметности, что позволяет, не нарушая традиционного характера деятельности учителя-логопеда расширить его предметную область и сближает с другими учебными дисциплинами.

Внедряя развивающие игры в коррекционную работу, учитель-логопед учитывает принципы, лежащие в основе системы этих игр:

  • совмещение деятельности ребенка, элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
  • постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач,
  • что в результате ведет к созданию условий, способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для его учебной деятельности будущей и настоящей.

Такие игры вызывают  у детей интерес к игре, побуждают их к активным действиям, без которых игра невозможна, являются образцом выполнения игровых действий, руководителем игры — организуют игровое пространство, знакомят с игровым материалом.. Приведём  примеры модификации этих игр в работе учителя-логопеда.

Подготовила учитель-логопед  Шаметова Т.И.

Блоки Дьенеша.

Плоский вариант блоков Дьенеша можно использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях при этом дети учатся задавать вопросы, строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Также в процессе игр отрабатывается согласование существительных с прилагательными, закрепляется умение использовать порядковые числительные, образовывать прилагательные от существительных, а также автоматизация поставленных звуков. Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами, при этом у детей уже сформировано четкое представление о внешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Предлагается несколько вариантов игр с обручами:

-На полу лежит один обруч.

Дети по очереди располагают картинки в соответствии с заданиями логопеда. Например, внутри обруча все картинки, на которых изображены овощи, а вне обруча — все остальные.

Вопросы для детей — Какие картинки лежат вне обруча?, Какие картинки лежат внутри обруча?

Важно, что свойство картинок вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети сами могут выбрать какие картинки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним обобщающим словом картинки внутри обруча.

Палочки Кюизенера.

Комплект цветных счетных палочек наравне с развитием математических представлений позволяет одновременно закрепить у детей в практической деятельности грамматические категории — употреблять порядковые и количественные числительные; учить задавать вопросы и отвечать на них, используя предложения с однородными определениями. Пособие является хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление.

Рекомендуется использовать их, как часть занятий по обучению грамоте: -выкладывая буквы, слоги, слова. В игровой форме дети быстрее запоминают буквы, элементы, из которых они состоят. Выкладывание слогов и слов ускоряет процесс освоения звукового и слогового состава слова, что становится базой для овладения чтению.

На занятиях по обучению грамоте широко используем «Конструктор букв», «Геоконт», «Математический квадрат». Эти игры помогут превратить сложный для ребенка дошкольника материал в увлекательную игру, не требующую дополнительных стимулов или принуждения. Буква — это сложный графический знак, несущий определенную смысловую нагрузку: обозначение звука. Эти игры дают возможность проводить тактильный и оптический анализ букв. Правильное восприятие буквы необходимо ребенку в период, предшествующий чтению. Конструирование «правильной» буквы послужит предупреждением дисграфии у ребенка в дальнейшем обучении.

Кроме того, в этих играх ребенок-дошкольник совершенствует интеллект, развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

Квадрат  Воскобовича.

Игра-головоломка, состоящая из 16 равнобедренных треугольников, между которыми расположены линии изгиба. Суть игры заключается в складывании фигур. Квадрат развивает у детей образное мышление, пространственное воображение, знакомит с миром геометрических фигур, тренирует внимание, память, развивает моторику ребенка. Для учителя-логопеда — это ценно особенно, так как вся работа происходит в речевом сопровождении. Дети учатся слушать и запоминать инструкцию, объяснять свои действия, задавать вопросы. В ходе этой работы закрепляются грамматические категории: согласование всех частей речи в предложении, родовые понятия, падежные окончания, единственное и множественное число существительных. Ребенок может обыграть получившуюся фигуру, таким образом, развивая связную речь и развивая творческое воображение.

«Квадрат Воскобовича» можно использовать на занятиях по обучению грамоте, например: во время пальчиковой гимнастики собрали заданную фигуру, напечатали название этой фигуры, сделали звуко-слоговой анализ этого слова, составили предложения с этим словом, выложили схему предложения.

Прозрачный квадрат. «Нетающие льдинки». В этой игре пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью, составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку — дошкольнику соотношение целого и части. Это игра, в которой формируются почти все виды речевой деятельности. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает описательный или сюжетный рассказы, доказывает правильность своих решений, комментирует свои действия. Видоизменив игру, мы ее адаптировали для занятий по обучению грамоте, при знакомстве с буквой ребёнок в практической деятельности узнаёт и запоминает, из каких элементов состоит этот графический знак.

Основная задача всех специалистов детского сада создание условий каждому дошкольнику для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Каждый дошкольник маленький исследователь, он стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка — это игра. И мы уверены, что внедрение новых развивающих игр в коррекционную работу, будет способствовать развитию речи детей их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

Использование развивающих игр в коррекционно- педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей  «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.