Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.
учитель-логопед Т.И. Шаметова
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. В работе с дошкольниками имеющими речевые нарушения учитель-логопед ставит перед собой следующие задачи:
- Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
- С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
- При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.
Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь
Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка-дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы.