Общие правила родительского поведения, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей
- Будьте последовательны в своих воспитательных действиях.
- Оценивайте поступки детей с точки зрения возрастных возможностей.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте с ним самим (вчерашним).
- Чаще хвалите за хорошие поступки, желания, стремления, быть лучше.
- Сами верьте в то, что Ваш ребенок вырастет хорошим человеком, только нужно ему чуть-чуть помочь в этом.
- Не ждите. Что ребенок будет таким, каким вы его хотите. Помогите ему стать самим собой
- Не относитесь к его проблемам безразлично.
- Уважительно относитесь к своему ребенку. Всегда поясняйте причины своих требований.
- Не пользуйтесь формулировкой «если…то…», так как ребенок начинает занимать позицию «ты-мне, я – тебе». Например: «Если ты уберешь вещи, то будешь играть в компьютер». Это пагубно сказывается на воспитании.
- не унижайте, не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. На жалобы посторонних отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим».
- Создавайте такую эмоциональную обстановку, чтобы ребенку не захотелось совершать неприглядный поступок, иначе становилось бы стыдно. В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с сильным человеком.
- Если ребенок сомневается в своих возможностях, подбадривайте: «Ты сможешь», у тебя обязательно получиться, мы в тебя верим».
- Когда ребенок с вами разговаривает, не перебивайте его, не отворачивайтесь.
- Не устанавливайте для вашего ребенка много новых правил: он перестанет на них обращать внимание.
- Учите ребенка видеть мир глазами другого человека: «А как бы ты поступил на его месте? Подумай, почему он не мог поступить по другому?»
- НЕ считайте, что ваш ребенок всегда прав или неправ, старайтесь вместе с ним разобраться в случившемся.
- Научите ребенка делиться своими проблемами, совместно обсуждать конфликтные ситуации. Прислушивайтесь к его чувствам, это важный барометр взаимопонимания
- Поощряйте проявления нравственных знаний, нравственных убеждений, нравственного поведения.
- Постоянно побуждайте ребенка к активному включению в ситуацию нравственного выбора, к принятию самостоятельного решения.
- Если ребенок допустил ошибку, укажите на нее, постарайтесь, чтобы он ее осознал. Но не фиксируйте постоянно внимание на случившемся. Предоставьте ребенку возможность ощутить, что верите в него, несмотря на его оплошности.
- Старайтесь анализировать не только сами поступки, но и то почему он это сделал, какой мотив побудил его к действию.
- Участвуйте всей семьей в воспитательном процессе. Постоянно побуждайте ребенка к соблюдению нравственных правил.
- Дети постоянно подражают взрослым, поэтому старайтесь в повседневной жизни вести себя так, как должен, по вашему мнению, вести себя ребенок .
- Лучший способ воспитать ответственность у ребенка — пpeдоставлять возможность самостоятельно принимать решение и отвечать за свои действия.
И помните, пожалуйста:
- Оценивайте поступок, а не личность
- Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.
9 заповедей родителей
(Т.П.Колодяжная)
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становиться замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить людям.
Слова, которые значимы для нравственного развития личности ребенка
Следует постоянно поощрять его нравственные поступки:
- «Мне нравится, когда ты … »,
- «Как красиво ты поступил…»,
- «Я горжусь, тем, что ты….»
- «Мне приятно было наблюдать, как ты…»
Необходимо использовать слова-напоминания, слова-предупреждения и слова – разъяснения, как следует поступать:
- «Всегда нужно стараться…, потому что…, надо быть…»
- «Будь всегда … , потому что … , И мы тобою будем гордиться».
- «Старайся не…, потому что…, окружающие будут считать тебя плохим человеком»
- « Плохо, когда человек…, потому что…, не следует быть…»
Важно благодарить за понимание:
- «Спасибо, что ты так поступил, Я почувствовал, что ты уже взрослый, честное слово, не ожидал»;
- «Спасибо, что ты меня поняла и не стала…, мне нравиться, что ты становишься…»
Следует поддерживать хорошие мысли и намерения:
- «Ты действительно хорошо придумал, что …, это замечательно, я бы и не догадался»
- «Ты правильно мыслишь, так действительно будет лучше, не стоит…, ты такой молодец!»
Конкретные советы и рекомендации.
«Что делать, если ребенок говорит неправду?»
- Важно выяснить следующие моменты:а) проявления лжи является следствием:
— достижения благородных целей (героическая ложь);
— личных отношений или интересов;
— выдумки, фантазии (период активного развития речи и воображения);б) ребенок солгал случайно или преднамеренно;
в) если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты:
— попытка избежать наказания;
— стремление привлечь к себе внимание;
— наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других).
- На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых:
— не завышены ли требования к ребенку;
— не опекают ли его излишним вниманием;
— не чувствует ли он себя отверженным в детском саду, семье;
— имеет ли место соперничество, ревность между детьми;
— не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих;
— не является ли это реакцией на жесткие наказания.
- Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно.
- Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью.
- Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усиливает чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания.
- Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
- Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков.
- Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.
ДЕТИ ДО 4 ЛЕТ ОБМАНЫВАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ НЕ СПОСОБНЫ. У НИХ ЕЩЕ НЕ РАЗВИТА ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ(ОНИ НЕ УМЕЮТ ГОВОРИТЬ «ПРО СЕБЯ»). ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЖИ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ОТСУТСТВИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Что делать, если ребенок взял чужую вещь?
- Постарайтесь разобраться, этот поступок был случайным или целенаправленным.
- Важно пояснить ребенку разницу между понятиями «свое» и «чужое», почему чужое брать нельзя.
- Помогите ребенку вернуть вещь хозяину, обязательно пойдите вместе с ним, поддержите его морально.
- Ребенок должен усвоить правило, прежде чем взять чужую вещь, следует попросить разрешения у хозяина.
- Учите отличать общественную собственность от личной.
- Приучайте к ответственности за свои поступки. Побуждайте к тому, чтобы ребенок своевременно признавал собственные ошибки, пытался исправить ситуация, а не тогда, когда его уличат в воровстве другие люди.
Что делать, если ребенок ленится?
- Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться. Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.
- Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
- Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно.
- Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его домашних обязанностей.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- Приучайте его доводить начатое дело до конца.
Что делать, если ребенок жадничает?
- Предложите ребенку пояснить, почему он не может поделиться чем-либо.
- Демонстрируйте негативное отношение к жадности и уважительное – к щедрым поступкам.
- Все взрослые члены семьи должны быть последовательны в своих требованиях.
- Как можно чаще употребляйте фразу: «хочешь, я поделюсь с тобой…».
- Чтобы не было ссор из-за игрушек или школьных принадлежностей, со сверстниками, рекомендуйте применять правила: очередности, старшие уступают младшим, мальчики уступают девочкам.
- При проявлении жадности оценивайте ребенка с позиции «плохой поступок».
- Постоянно поощряйте у ребенка способность делиться с окружающими.
Что делать, если ребенок любит хвастаться перед другими?
- Обратите внимание на то, как часто и за что вы хвалите ребенка. Вредно, когда хвалят слишком часто, без всякой на то необходимости. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, именно то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом.
- Обязательно поясняйте ребенку, почему хвастаться некрасиво и почему хвастливых людей не любят.
- Отношение к проявлению хвастливости в семье по отношению ко всем членам семьи должно быть одинаковым.
- Хвастливого ребенка оценивайте с позиции «плохой поступок».
- Старайтесь постоянно поощрять проявление скромности.
Педагог-психолог Т.Г. Панькина