Общие правила родительского поведения

Общие правила родительского поведения, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей

  1. Будьте последовательны в своих воспитательных дейст­виях.
  2. Оценивайте поступки детей с точки зрения возрастных возможностей.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте с ним самим (вчерашним).
  4. Чаще хвалите за хорошие поступки, желания, стремления, быть лучше.
  5. Сами верьте в то, что Ваш ребенок вырастет хорошим человеком, только нужно ему чуть-чуть помочь в этом.
  6. Не ждите. Что ребенок будет таким, каким вы его хотите. Помогите ему стать самим собой
  7. Не относитесь к его проблемам безразлично.

  1. Уважительно относитесь к своему ребенку. Всегда поясняйте причины своих требований.
  2. Не пользуйтесь формулировкой «если…то…», так как ребенок начинает занимать позицию «ты-мне, я – тебе». Например: «Если ты уберешь вещи, то будешь играть в компьютер». Это пагубно сказывается на воспитании.
  3. не унижайте, не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. На жалобы посторонних отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим».
  4. Создавайте такую эмоциональную обстановку, чтобы ребенку не захотелось совершать неприглядный поступок, иначе ста­новилось бы стыдно. В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это оже­сточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с сильным человеком.
  5. Если ребенок сомневается в своих возможностях, подбадри­вайте: «Ты сможешь», у тебя обязательно получиться, мы в тебя верим».
  6. Когда ребенок с вами разговаривает, не перебивайте его, не отворачивайтесь.
  7. Не устанавливайте для вашего ребенка много новых правил: он перестанет на них обращать внимание.
  8. Учите ребенка видеть мир глазами другого человека: «А как бы ты поступил на его месте? Подумай, почему он не мог поступить по другому?»
  9. НЕ считайте, что ваш ребенок всегда прав или неправ, ста­райтесь вместе с ним разобраться в случившемся.
  10. Научите ребенка делиться своими проблемами, совместно обсуждать конфликтные ситуации. Прислушивайтесь к его чув­ствам, это важный барометр взаимопонимания
  11. Поощряйте проявления нравственных знаний, нравствен­ных убеждений, нравственного поведения.
  12. Постоянно побуждайте ребенка к активному включению в ситуацию нравственного выбора, к принятию самостоятельного решения.
  13. Если ребенок допустил ошибку, укажите на нее, постарай­тесь, чтобы он ее осознал. Но не фиксируйте постоянно внимание на случившемся. Предоставьте ребенку возможность ощутить, что верите в него, несмотря на его оплошности.
  14. Старайтесь анализировать не только сами поступки, но и то почему он это сделал, какой мотив побудил его к действию.
  15. Участвуйте всей семьей в воспитательном процессе. Посто­янно побуждайте ребенка к соблюдению нравственных правил.
  16. Дети постоянно подражают взрослым, поэтому старайтесь в повседневной жизни вести себя так, как должен, по вашему мнению, вести себя ребенок .
  17. Лучший способ воспитать ответственность у ребенка — пpeдоставлять возможность самостоятельно принимать решение и отвечать за свои действия.

И помните, пожалуйста:

  • Оценивайте поступок, а не личность
  • Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.

9 заповедей родителей

(Т.П.Колодяжная)

  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  3. Если ребенка высмеивают, он становиться замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить людям.

Слова, которые значимы для нравственного развития личности ребенка

Следует постоянно поощрять его нравственные поступки:

  • «Мне нравится, когда ты … »,
  • «Как красиво ты поступил…»,
  • «Я горжусь, тем, что ты….»
  • «Мне приятно было наблюдать, как ты…»

Необходимо использовать слова-напоминания, слова-предупреждения и слова – разъяснения, как следует поступать:

  • «Всегда нужно стараться…, потому что…, надо быть…»
  • «Будь всегда … , потому что … , И мы тобою будем гордиться».
  • «Старайся не…, потому что…, окружающие будут считать тебя плохим человеком»
  • « Плохо, когда человек…, потому что…, не следует быть…»

Важно благодарить за понимание:

  • «Спасибо, что ты так поступил, Я почувствовал, что ты уже взрослый, честное слово, не ожи­дал»;
  • «Спасибо, что ты меня поняла и не стала…, мне нравиться, что ты становишься…»

Следует поддерживать хорошие мысли и намерения:

  • «Ты действительно хорошо придумал, что …, это замечательно, я бы и не догадался»
  • «Ты правильно мыслишь, так действительно будет лучше, не стоит…, ты такой молодец!»

Конкретные советы и рекомендации.

«Что делать, если ребенок говорит неправду?»

  1. Важно выяснить следующие моменты:а) проявления лжи является следствием:

    — достижения благородных целей (героическая ложь);
    — личных отношений или интересов;
    — выдумки, фантазии (период активного развития речи и воображения);

    б) ребенок солгал случайно или преднамеренно;

    в) если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты:

    — попытка избежать наказания;
    — стремление привлечь к себе внимание;
    — наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других).

  1. На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых:
    — не завышены ли требования к ребенку;
    — не опекают ли его излишним вниманием;
    — не чувствует ли он себя отверженным в детском саду, семье;
    — имеет ли место соперничество, ревность между детьми;
    — не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих;
    — не является ли это реакцией на жесткие наказания.
  1. Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно.
  2. Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью.
  3. Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усиливает чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания.
  1. Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
  2. Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков.
  3. Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

ДЕТИ ДО 4 ЛЕТ ОБМАНЫВАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ НЕ СПОСОБНЫ. У НИХ ЕЩЕ НЕ РАЗВИТА ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ(ОНИ НЕ УМЕЮТ ГОВОРИТЬ «ПРО СЕБЯ»). ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЖИ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ОТСУТСТВИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ.

Что делать, если ребенок взял чужую вещь?

  1. Постарайтесь разобраться, этот поступок был случайным или целенаправленным.
  2. Важно пояснить ребенку разницу между понятиями «свое» и «чужое», почему чужое брать нельзя.
  3. Помогите ребенку вернуть вещь хозяину, обязательно пойдите вместе с ним, поддержите его морально.
  4. Ребенок должен усвоить правило, прежде чем взять чужую вещь, следует попросить разрешения у хозяина.
  5. Учите отличать общественную собственность от личной.
  6. Приучайте к ответственности за свои поступки. Побуждайте к тому, чтобы ребенок своевременно признавал собственные ошибки, пытался исправить ситуация, а не тогда, когда его уличат в воровстве другие люди.

Что делать, если ребенок ленится?

  1. Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться. Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.
  2. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
  3. Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно.
  4. Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его домашних обязанностей.
  5. Будьте последовательны в своих требованиях.
  6. Приучайте его доводить начатое дело до конца.

Что делать, если ребенок жадничает?

  1. Предложите ребенку пояснить, почему он не может поделиться чем-либо.
  2. Демонстрируйте негативное отношение к жадности и уважительное – к щедрым поступкам.
  3. Все взрослые члены семьи должны быть последовательны в своих требованиях.
  4. Как можно чаще употребляйте фразу: «хочешь, я поделюсь с тобой…».
  5. Чтобы не было ссор из-за игрушек или школьных принадлежностей, со сверстниками, рекомендуйте применять правила: очередности, старшие уступают младшим, мальчики уступают девочкам.
  6. При проявлении жадности оценивайте ребенка с позиции «плохой поступок».
  7. Постоянно поощряйте у ребенка способность делиться с окружающими.

Что делать, если ребенок любит хвастаться перед другими?

  1. Обратите внимание на то, как часто и за что вы хвалите ребенка. Вредно, когда хвалят слишком часто, без всякой на то необходимости. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, именно то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом.
  2. Обязательно поясняйте ребенку, почему хвастаться некрасиво и почему хвастливых людей не любят.
  3. Отношение к проявлению хвастливости в семье по отношению ко всем членам семьи должно быть одинаковым.
  4. Хвастливого ребенка оценивайте с позиции «плохой поступок».
  5. Старайтесь постоянно поощрять проявление скромности.

Педагог-психолог Т.Г. Панькина