Игры на развития слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Узнай, кто какие звуки издает.

Цель. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.

Ход игры. Логопед показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос логопеда, как звенит пила, жужжит жук и т.д., отвечает представитель ряда, а затем все ребята воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ребенок или ряд, чьи ответы были всегда правильными.

 Чей голосок?

Цель. Развитие слухового восприятия.

Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все ребята хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию логопед. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал.

Мы немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

(Имя водящего.)

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала: «Ква-ква-ква!»

К нам кукушка в огород

Залетела и поет.

А ты, (Витя), не зевай,

Кто кукует, отгадай!

«Ку-ку! Ку-ку!»

Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем.

Пусть глаза не открывает,

Нас по голосу узнает:

«Лисичка, кто я?»

Сел петух на забор,

Закричал во весь двор.

Слушай, (Коля), не зевай,

Кто петух у нас, узнай!

«Ку-ка-ре-ку!»

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

(Имя водящего.)

По звуку угадай предмет.

Цель. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.

Ход игры. Логопед за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети отгадывают и хором называют предмет.

Угадай звук.

Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Логопед или ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

 В скороговорках не ошибаются.

Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, четкое, грамотное произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.

Примерный материал.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Мама мылом мыла Милу, не любила мыло Мила.

Очень часто блюдца у Танечки бьются.

Лара у Вали играет на рояле.

Ученица-озорница получила единицу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

Во дворе горка, под горой норка.

На дворе трава, на траве дрова.

Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка.

Саша любит сушки, а Соня – ватрушки.

У кого хороший слух?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Логопед показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах логопед молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Педагог отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.

Какой звук чаще всего слышим?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Логопед произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали.

Примерный материал.

У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

Зоиного зайку зовут Зазнайкой. Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щеки.

Скажи потише: «Шесть мышат»,

И – сразу мыши зашуршат.

Мороза моржи не страшатся,

Моржи на морозе резвятся.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Про пестрых птиц поет петух,

Про перья пышные, про пух.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

 Кто в домике живет?

Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Логопед объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал. Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Кто больше?

Цель. Развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование. Набор пройденных букв, предметные картинки.

Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Логопед показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Вертолина.

Цель. Развитие умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

Оборудование. Два фанерных диска, наложенные друг на друга; нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор. Фишки.

Ход игры. Дети по очереди вращают диск. На какой букве останавливается прорезь, на такой соответствующий ей звук ребенок должен назвать слово. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, выявляется победитель.

Лото.

Цель. Развитие умения выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой.

Оборудование. У каждого ребенка большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата. В трех квадратах изображения предметов, один квадрат пустой. Карточки-покрышки с изученными буквами. У ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображением тех же предметов, что и на больших карточках.

Ход игры. Ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой с соответствующей буквой. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал. Аист, утка, ослик, хвост, сом, роза, лампа и т.д.

Комментарий для педагога. Материал подбирается в зависимости от этапа изучения букваря. Картинки на больших карточках могут повторяться. В этом случае отвечает один ученик, а закрывают карточки все, у кого есть такая же картинка.

Цепочка.

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Где спрятался звук?

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У логопеда набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Ход игры. Логопед показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Каждому свое место.

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У каждого ребенка набор предметных карточек и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой – средний квадрат, в третьей – последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) в зависимости от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный).

Ход игры. Дети размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине, конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.

Где наш дом?

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или [ш].

Ход игры. Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Примерный материал. Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.

Звуковая линейка.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. У каждого ребенка линейка – это две полоски картона, склеенные с трех сторон. С четвертой, узкой стороны вставляется в линейку язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в черный цвет. На верхней полоске вырезаны квадратики.

Ход игры. Логопед называет слово или показывает картинку. Дети, протяжно повторят слово, произнесенное педагогом, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся темный квадратик (уухххааа). Произнеся таким образом все слово, ребенок подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Комментарии для педагога. В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные.

 Где наш дом?

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5).

Ход игры. Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

Примерный материал. Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Поезд.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне потри окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Ход игры. Логопед рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову педагога выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

Примерный материал. Волк, слон, тигр, мышка, ослик, лось, кабан, бык, кот (кошка).

Построим пирамиду.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше – четыре квадратика, затем – три. Картинки с изображением различных предметов, названиях которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки).

Ход игры. Логопед предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется игровой фишкой

Примерный материал. Сумка, чашка, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос.

Комментарий для педагога. Звуковой и буквенный состав названий картинок должен совпадать.

Новогодние флажки.

Цель. Развитие умения воспроизводить последовательность букв в слове.

Оборудование. Разноцветные флажки, на обороте которых написаны слова; два-три шнура для их нанизывания.

Ход игры. Представитель каждого ряда берет по одному флажку и читает слово. Затем, не глядя на него, нанизывает по порядку буквы и вешает флажок на шнур, если назвал буквы без ошибок. Ряд – победитель объявляется по количеству нанизанных на шнур флажков.

Примерный материал. Слова: куст, бант, грач, волк, слон, тигр, зонт, стол, стул, груша, крот, ключ, змей, плащ, флаг, шкаф, слива, внук, мост, двор, брат и др.

Стол находок.

Цель. Звуко-буквенный анализ слов.

Оборудование. Предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например, тиг вместо тигр); набор букв.

Ход игры. Логопед показывает ребятам картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «Стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Дети по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут её в «Столе находок», ставят на место.

Правильный ответ отмечается фишкой.

Примерный материал. Такой же, как в игре «Новогодние флажки».

Заполни клетки.

Цель. Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звуко-буквенного анализа.

Оборудование. Прямоугольники, разделенные на клетки. В начале каждой строчки картинка.

Ход игры. Все дети делятся на команды каждая команда получает прямоугольник, чтобы заполнить в нем клетки буквами, составляющими название нарисованного предмета. Выигрывает та команда, которая первой правильно заполнила свой прямоугольник.

Примерный материал. (РИСУНОК)

Комментарий для педагога. Материал подбирается в зависимости от темы занятия: дифференциация сходных согласных; слова со с течением согласных; гласные и, ё, е, ю, я в начале слова и т.д.

Подготовила учитель-логопед Шаметова Т.И.