Логика

logika_3 Корректное использование строгих логических процедур

1) проблема построения теории правильных (дедуктивных) рассуждений, позволяющих из истинных высказывания гарантированно получать истинные следствия.

2) применения языка как средства познания мира и средства выражения мысли; (установление смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов)

3) выработка правил реализации таких позновательных процедур, как определение, классификация, объяснение, аналогия и др., а также способов и систем организации знания, например, научных теорий


В каких формах действительность воспроизводится в мышлении?

При исследовании феномена человеческого познания встал вопрос о критериях корректности мыслительных процедур, т.е. о том, какое мышление можно считать правильным.

Логика
— нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной позновательной деятельности, осуществляемой с помощью языка

Познание
— процесс отражения действительности в человеческом мозге, целью которого является получение адекватных знаний о мире.

Познание: чувственное и рациональное
Рациональное (интеллектуальное) — обобщенность, абстрактность; вербальное, словесное

Язык
— знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации

Знак
— матераильный объект, который для некоторого интерпретатора (субъекта) выступает в качестве представителя какого-то другого предмета. [Предмет — всё, о чём можно мыслить, что может стать объектом рассмотрения]

Значение знака (экстенсионал)
— предмет, представляемый данным знаком

Смысл знака (интенсионал)
— информация о репрезентируемом предмете, которую содержит сам знак или которая связывается с этим знаком в процессе человеческого общения или познания

Знак может быть пустым, мнимым, когда репрезентирует предметы, остутсвующие в той предметной области, о которой говорится в языковом контексте, где он содержится. «гора, которая выше Эвереста», «нынешний король Франции»

Основные формы, в которых фиксируются знания о мире в результате интеллектуальной познавательной деятельности: понятия, суждения, теории

Понятие
— мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс все предметы, обладающие этим признаком.

Суждение
— мысль, содержащая утвреждение о наличии в действительности некоторого положения дел

Высказивание истинно
тогда и только тогда, когда описываемое в нем положение дел имеет место в действительности, в противном случае оно ложно

Теория
— система связанных между собой понятий и высказываний (суждений с фиксированным смыслом), относящихся к некоторой предметной области;
главная задача теории — установление закономерностей функционирования объектов некоторой предметной области

Рассуждение
— процедура обоснования некоторого высказывания путём пошагового его выведения из других высказываний

Умозаключение
— непосредственный переход от одного или нескольких высказваний A1, A2,… An к некоторому высказыванию B; простейшее рассуждение

Логика исследует объективно существующие законы и формы мышления;
Как мы должны мыслить, если хотим достичь цели познавательного процесса — получить адекватные знания об исследуемых объектах. Она формирует канон, стандарт, идеал правильного осуществления интеллектуальных процедур